
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математическая олимпиада: от базовых знаний к победе» имеет техническую направленность, углубленного уровня освоения и направлена на обеспечение высокой заинтересованности обучающихся в подготовке к олимпиадному движению по математике.
Форма занятий: очная.
Место проведения: ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (Стромов-центр).
Срок реализации программы: 3 месяца.
Цель программы: углубление знаний учащихся по темам алгебры, начала анализа и геометрии через решение системы олимпиадных задач; развитие математических способностей, логического мышления учащихся через расширение общего кругозора в процессе рассмотрения нестандартных задач и обучение нахождению способов их решения; создание благоприятных условий для дальнейшего развития устойчивого интереса к предмету и математических способностей одаренных детей; подготовка к результативному участию в олимпиадах различного уровня по математике.
Задачи программы:
Образовательные:
создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка через внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий;
совершенствование математического аппарата, сформированного в предыдущие годы обучения;
расширение, углубление и систематизация теоретических сведений по разделам программы для его применения к решению задач повышенной сложности;
формирование представлений об идеях, методах и способах решения нестандартных арифметических, алгебраических, логических, комбинаторных и геометрических задач на уровне, превышающем базовый;
подготовка к олимпиадам и конкурсам различных уровней;
сформировать математические знания и умения, необходимые для изучения школьных естественно-научных дисциплин;
овладение устным и письменным математическим языком.
Развивающие:
развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как анализ, сравнение, синтез, обобщение;
умение выделять главное, доказывать, опровергать;
развитие логической, эвристической составляющих мышления, алгоритмичности, критичности, самостоятельности мышления;
создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
формирование исследовательских компетенций в процессе решения математических задач;
совершенствование творческих способностей и способов работы с учебной информацией.
Воспитательные:
способствовать формированию ответственного отношения к своей деятельности;
содействовать социальной адаптация и самоопределению талантливой молодежи;
создать условия для профессиональной ориентации учащихся;
воспитать у детей понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
формирование познавательного интереса к математике и положительной мотивации к ее изучению;
активности, самостоятельности, ответственности, воспитание культуры общения;
воспитание эстетической, графической культуры, культуры речи формирование навыков самостоятельной работы, работы в малых группах;
воспитание трудолюбия.
Планируемые результаты:
Предметные:
развитие представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи;
решение логических задач;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств;
умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах;
сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры;
применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
сформированность понятийного аппарата по основным курсам математики; знание основных теорем, формул и умения их применять;
умения находить нестандартные способы решения задач;
сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
освоение математики на профильном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне.
Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметные:
овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;
умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности.
Адресат программы: дети 14-17 лет (учащиеся 9-11 классов).
Количество участников: 10 человек.
Возраст участников: 14–17 лет.
Автор-составитель:
Фомичева Юлия Геннадьевна, к. ф. – м. н., доцент кафедры функционального анализа, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»