
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая экспериментальная программа «Ментальная психология» имеет социально- педагогическую направленность. За время обучения учащиеся должны научиться быть свободными в социальном пространстве, ответственно управлять своей жизнью, умение грамотно планировать и четко структурировать выступление, снимать личное волнение перед выступлением, налаживать психологический контакт с аудиторией, использовать различные методы подачи материала, убеждать аудиторию и достигать прогнозируемый результат от выступления.
Форма занятий: очная.
Место проведения: ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ.
Срок реализации программы: 9 месяцев.
Цель программы: создание условий для развития личностных и коллективных ориентаций учащихся в сфере социального самоопределения и самореализации.
Задачи программы:
Образовательные:
расширить знания о психологии общения, поведения в обществе, способах поддержания психологического равновесия в стрессовых и конфликтных ситуациях;
сформировать научное мировоззрения на основе изучения актуальных вопросов психологии;
сформировать основы нравственной культуры;
сформировать базу для осознанного выбора к будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Развивающие:
развить креативные способности;
развить познавательную и жизненную активность, коммуникабельность;
развить умения работы психологическими тестовыми методиками; информационными ресурсами;
развить умения понимать, анализировать, принимать решения.
Воспитательные:
воспитать бережное отношение к традициям своего народа, а также к обычаям и культуре других людей;
воспитать чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственности за свою деятельность, самостоятельности;
помочь в социальной адаптации – сформировать навыки культуры общения со сверстниками и взрослыми;
воспитать эстетическое отношение к миру.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать:
условия и механизмы формирования впечатления о другом человеке;
основные компоненты внешнего вида человека: мимика, жесты, походка, осанка;
виды и значение установок;
условия, способствующие развитию потребности в общении;
приемы активного общения;
виды, типы и мотивы общения;
факторы, влияющие на чувства симпатии и антипатии;
условия и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке;
особенности восприятия человека людьми разных возрастов;
влияние профессии на восприятие им окружающих;
человеческие потребности, потребность в общении;
индивидуально-типологические особенности общения;
неречевые средства общения;
виды общения;
мотивы, каналы общения;
правила хорошего тона;
социальные нормы.
уметь:
составлять впечатление о говорящем, определять социокультурную группу;
описывать по внешним признакам принадлежность к молодежным группировкам;
выполнять самостоятельно работу в форме сочинения;
владеть различными манерами общения;
применять техники активного общения;
распознавать мотивы общения;
пользоваться методиками, определяющими уровень владения речью;
заполнять таблицы, делать по результатам элементарные выводы;
пользоваться на практике методами, позволяющими понимать выражение лица человека;
составлять словесный портрет разных людей;
описывать свои впечатления о внешнем облике человека;
сравнивать свои первоначальные впечатления о взрослых людях и сверстниках;
проводить анализ восприятия человека в зависимости от взаимоотношений;
пользоваться на практике методами, позволяющими формировать глубокое понимание человека;
характеризовать влияние профессии на восприятие другого человека;
приводить примеры зависимости восприятия людьми разных профессий;
определять стиль общения, оценивать свой стиль общения, способности к общению;
применять приемы активного слушания;
пользоваться обратной связью в общении;
характеризовать деловые и личностные отношения;
определять качества и умения общения;
анализировать свои представления о дружбе и товариществе;
выполнять правила хорошего тона;
соответствовать социальным нормам;
демонстрировать навыки уверенного поведения.
Личностные:
готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении проблемных задач;
познавательная активность, целеустремленность;
развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация.
Метапредметные:
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности;
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
осуществлять самоконтроль, коррекцию и самооценку результатов своей деятельности;
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью.
Адресат программы: дети от 13 до 17 лет
Количество участников: 8-15 человек.
Возраст участников: 13-17 лет.
Автор-составитель:
Минасянц Елена Сергеевна, педагог дополнительного образования Центра развития современных компетенций детей ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ.