Программа направлена на углубление школьного курса литературы и практическую подготовку школьников в рамках тематики программы. Она также будет способствовать формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы.
Программа способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области литературы.
Программа служит основой для организации личностно-дифференцированного обучения одаренных школьников, предусматривает проектную и творческо-исследовательскую деятельность учащихся, направлена на достижение метапредметных результатов обучения, позволяет реализовать горизонтальные межпредметные связи.
Программа «Литературный Олимп» предназначена для мотивированных школьников 10-11 классов, интересующихся русским языком и литературой. Программа является естественным продолжением, дополнением и углублением школьного курса литературы и направлена на практическую подготовку школьников к конкурсам и олимпиадам различного уровня.
В программу входит:
Концептосфера русского пространства в литературе. Пространственная концептосфера русского характера в произведениях классиков: правда, воля, тоска, судьба, любовь, простор, удаль и др. Особенности анализа национальной проблематики в заданиях олимпиады по литературе.
Критика как вид литературного творчества. Роль читателя в литературной критике. Истоки развития русской литературно-критической. Проблема отечественной культуры как одна из главных проблем русской литературной критики. Национальные особенности русской критики. Критический разбор в заданиях олимпиады по литературе.
Русская литература Нового времени. Критический реализм и зарождающийся в его недрах модернизм; социально-утверждающий (социалистический) реализм и его позднейшие модуляции – универсализм и минимализм; символизм; имажинизм; футуризм; постсимволизм и постмодернизм; абсурдизм как предтеча эпохе постмодерна. Национальная специфика художественных методов русской литературы. Как использовать художественные методы в подготовке к олимпиаде по литературе.
Зарубежная литература. Обсуждение списка произведений зарубежной литературы, включённого в КИМ ЕГЭ по литературе. Отбор произведений для обязательного чтения и его обоснование. Алгоритм корректного и аргументированного сопоставления произведений русской и зарубежной литературы при подготовке к олимпиаде, конкурсу. Формирование практических навыков сравнительно-сопоставительного анализа произведений русской и зарубежной литератур на примере антиутопий Е.И. Замятина («Мы») и Р. Брэдбери («451 градус по Фаренгейту»).
Олимпиадная задача и содержание школьного курса литературы. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствование навыков интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы.
Форма занятий: очная.
Место проведения: Стромов-центр Державинского университета.
Участникам предоставляется комфортное проживание на базе «Стромов-центр, Тамбовский государственный университет имени
Г. Р. Державина».
Срок реализации программы: 10 дней
Общая продолжительность курса составляет 66 часов.
Цель программы: освоение дополнительного учебного материала, соответствующего программам проведения олимпиад и конкурсов школьников различного уровня, с перспективой успешного выступления (занятия призовых мест) и развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение, расширение и углубление знаний по литературе.
Задачи программы:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Планируемые результаты:
Предметные:
углубление и расширение знаний в области русского языка и литературы;
формирование представления о национальной специфике литературных явлений;
знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, литературной критики, в том числе литературы Тамбовского края;
развитие навыков проектной деятельности в области литературы.
Личностные:
формирование устойчивого интереса к изучению филологических дисциплин;
укрепление положительного опыта решения теоретических практических задач в изучении предмета;
активизация творческого мышления обучающихся в подходах к решению задач;
удовлетворение личностных потребностей в познании мира;
развитие навыков взаимодействия с членами группы, групповой работы.
Метапредметные:
формирование умения мыслить гибко, находить нестандартные решения; развитие критического мышления;
выявление тесной связи изучаемого материала с другими науками и предметами окружающего мира;
использование общих филологических методов в изучении русского языка и литературы.
К концу освоения программы учащиеся будут знать:
национальную специфику литературных явлений;
особенности современного изучения литературы в различных аспектах;
современный терминологический аппарат в области литературоведения;
актуальные методы и приемы работы с литературным материалом.
Учащиеся будут уметь:
распознавать и анализировать национальные явления в языке и литературе;
использовать полученные знания в подготовке к ЕГЭ, различным конкурсам и олимпиадам филологической направленности;
осуществлять проектно-исследовательскую и прикладную деятельность историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов.
Учащиеся будут владеть:
навыками литературоведческого анализа художественного текста;
различными приёмами редактирования текстов, создания современного текстового контента.
Адресат программы: обучающиеся старших классов (9-11 класс).
Количество участников: 10 человек.
Возраст участников: 14–17 лет.
Автор-составитель:
Желтова Н.Ю., д.филол.наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»;
Сорокина Н.В., д.филол.наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина».