В последние годы значительно возросла популярность малых беспилотных летательных аппаратов (БЛА) с дистанционным управлением и, в частности, мультикоптеров. И если раньше БЛА воспринимались большинством людей лишь как высокотехнологичные игрушки, то сейчас ситуация изменилась. Многие из этих аппаратов используются для выполнения серьезных задач: фото- и видеосъемка, наблюдение и мониторинг различных объектов, процессов и явлений, в том числе наблюдение за труднодоступными объектами, доставка небольших грузов и др. Технологии, лежащие в основе мультикоптеров, развиваются очень быстро. Данные технологии предполагают разработку современных аккумуляторов, навигационного оборудования, бортовых компьютеров.
Технический прогресс в XXI веке происходит очень стремительно. Различные сферы жизни, даже на бытовом уровне, «роботизируются». По последним данным, сегодня в мире работают 1,8 млн. самых различных роботов – промышленных, домашних, роботов-игрушек. Увеличение числа роботов приводит к тому, что профессии, связанные с этой сферой становятся все более востребованными. Государство все больше внимания уделяет подготовке высококвалифицированных рабочих кадров – инженеров различных областей (строители, технологи, химики, IT-технологи, ГИС технологии, разработчики программного обеспечения, конструкторы, нанотехнологи и т.д.). Для реализации стратегии средствами образования необходимо обеспечить преемственность инженерного образования на разных ступенях обучения, важность пропедевтики технического творчества в основном образовании. Для демонстрации высоких образовательных результатов в профессиональном образовании необходима популяризация и углубленное изучение естественно-технических дисциплин, развитие детского технического творчества начиная со среднего школьного возраста.
Обучающиеся приобретут знания и умения, которые позволят им понять основы устройства беспилотного летательного аппарата, принципы работы всех его систем и их взаимодействия.
В процессе решения практических задач, кейсов и поиска оптимальных решений учащиеся осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также законы физики, по которым осуществляется пилотирование мультикоптером. Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, осваивать новые компетенции.
Направленность: техническая
Форма занятий: дистанционная
Площадка проведения: ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Срок реализации программы: 6 часов
Цель программы: развитие научно-технических и изобретательских способностей, формирование раннего профессионального самоопределения учащихся в процессе сборки и пилотирования беспилотных летательных аппаратов; внедрение инновационных технологий для работы специалистов в различных сферах деятельности, для исследовательской работы и работы по изучению и анализу различных местностей и факторов.
Задачи программы:
сформировать знания по устройству квадрокоптера;
научить основным приемам сборки и программирования квадрокоптера;
научить настраивать и находить повреждения в конструкции мультикоптера;
способствовать формированию общенаучных и технологических навыков конструирования, проектирования, программирования;
познакомить с правилами безопасной работы с инструментами, необходимыми при конструировании мультикоптера;
научить приемам создания и реализации технических проектов.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с роботами и беспилотными летательными аппаратами..
Метапредметные результаты:
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- формировать умения ставить цель – создание творческой работы, проекта;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать достигнутый результат;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата
- осуществлять поиск информации в сети Интернет, учебниках и других источниках информации;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- строить логические рассуждения об объекте;
- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
- моделировать объект;
- синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Предметные результаты:
- изучить строение квадрокоптера и основ аэродинамики;
- изучить и создавать стандартные и сложные модели роботов и разрабатывать для них программы;
- обучить сборке и настройке беспилотных летательных аппаратов;
- обучить основам пилотирования;
- обучить аэрофотосъемке;
- изучить принцип работы системы позиционирования;
- обучить настройке пульта дистанционного управления;
- обучить работе в программе Agisoft PhotoScan;
- изучить правила работы при сборке робота и квадрокоптера и дальнейшего их использования.
Участники:
В обучающей программе могут участвовать учащиеся 6-8 классов общеобразовательных организаций Тамбовской области
Количество участников:
60 человек
Возраст участников:
12-14 лет
Отбор на образовательную программу осуществляется по модели Образовательного Центра “Сириус” в соответствии с заявленными для программы критериями и общими критериями отбора РЦОД “Космос”:
мотивационное письмо (эссе) не более 2000 знаков
Автор-составитель:
Кириллов Роман Александрович, специалист «Центра компетенций в сфере применения беспилотных авиационных систем» ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»