Программа базируется на материале современной зарубежной литературы и задумана как вторая часть дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программы «Читаем зарубежную литературу вместе», ориентированной на изучение классической зарубежной литературы.
Очевидно, что учитель русского языка и литературы средней школы в условиях дефицита времени, предусмотренного для освоения основной учебной программы, не имеет возможности серьёзно и обстоятельно рассматривать даже произведения зарубежных авторов-классиков (например, в рамках сравнительно-сопоставительного анализа: Гоголь – Диккенс, Тургенев – Флобер, Чехов – Мопассан и т.д.).
Размышления о современной зарубежной литературе вообще остаются за пределами временных и физических возможностей учителя и ученика. При этом, как показывает многолетний опыт работы автора программы с разными аудиториями слушателей, сохраняется повышенный интерес к зарубежной литературе вообще и к современной в частности.
Об этом свидетельствуют и изменения, внесённые в КИМ государственной итоговой аттестации по литературе 2022 г. и предполагающие привлечение зарубежных художественных текстов для выполнения целого ряда заданий. Таким образом, актуальность предлагаемой программы обусловлена как необходимостью своевременного реагирования на изменения в кодификаторе Единого государственного экзамена по литературе, так и потребностью в углублении и дополнении базовых знаний учащихся в области истории и теории литературы, в том числе – в ракурсе компаративного (сравнительного) анализа.
Направленность: социально-гуманитарная
Форма занятий: дистанционная
Площадка проведения: ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Срок реализации программы: 6 часов
Цель программы:формирование общих представлений о закономерностях зарубежного литературного процесса, рассматриваемого в современном историко-культурном контексте, творчестве наиболее значительных зарубежных писателей
Задачи программы:
определение роли идеологических, философских, социологических и психологических факторов развития современных национальных литератур;
характеристика актуальных литературно-эстетических тенденций и выявление круга современных зарубежных авторов, произведения которых отражают наиболее злободневные проблемы времени (и обладают художественной ценностью);
обучение основным методам и приёмам комплексного анализа произведений современной зарубежной литературы
Планируемые результаты: в результате освоения программы учащиеся будут знать:
специфику современных культурных процессов, идеологические, философские, социологические и психологические факторы развития современных национальных литератур;
проблемно-тематический и жанровый диапазон новейшей зарубежной литературы;
особенности рефлексии злободневных современных проблем в творчестве наиболее значительных зарубежных писателей.
Учащиеся будут уметь:
применять актуальные методы исследования художественного текста;
использовать релевантные историко-литературные и теоретико-литературные категории, термины и понятия;
формулировать аргументированные умозаключения и выводы;
творчески применять полученные знания в разных видах практической деятельности: исследовательской, проектной, культурно-воспитательной;
выстраивать толерантные отношения в коллективе с учётом социальных, этнических, конфессиональных, культурных и иных различий.
Учащиеся будут владеть:
навыками всестороннего комплексного анализа наиболее сложных, дискуссионных, неоднозначно трактуемых литературных произведений;
навыками ведения корректной научной дискуссии;
навыками организации самостоятельной работы в разных видах практической деятельности: исследовательской, проектной, культурно-воспитательной.
Участники:
В обучающей программе могут участвовать учащиеся 9-11 классов общеобразовательных организаций Тамбовской области
Количество участников:
60 человек
Возраст участников:
15-18 лет
Отбор на образовательную программу осуществляется по модели Образовательного Центра “Сириус” в соответствии с заявленными для программы критериями и общими критериями отбора РЦОД “Космос”:
необходимо предоставить информацию о результативности участия в конкурсных мероприятиях регионального и всероссийского уровней,
мотивационное письмо (эссе) не более 2000 знаков
Автор-составитель:
Платицына Наталья Игоревна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы факультета филологии и журналистики ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
14 ноября с 16:00 до 18:00
15 ноября с 16:00 до 18:00
17 ноября с 16:00 до 18:00
№ | Фамилия | Имя | Отчество | Муниципалитет |
1. | Пономарёва | Елена | Дмитриевна | Пичаевский район |
2. | Белая | Максим | Николаевич | Пичаевский район |
3. | Алиса | Алексеевна | Маркидонова | Тамбовский район |
4. | Трубицына | Анастасия | Сергеевна | Моршанский район |
5. | Манышева | Екатерина | Александровна | Умётский район |
6. | Мамонова | Софья | Сергеевна | Умётский район |
7. | Кудинова | Арина |
| Токарёвский район |
8. | Елисеев | Егор | Станиславович | Умётский район |
9. | Елисеева | Ирина | Станиславовна | Умётский район |
10. | Косарева | Виктория | Юрьевна | Первомайский район |
11. | Жандаров | Владимир | Владимирович | Тамбовский район |
12. | Горшков | Никита | Сергеевич | Первомайский район |
13. | Бацких | Татьяна | Андреевна | Тамбовский район |
14. | Карамнова | Яна | Михайловна | Первомайский район |
15. | Гулиева | Гуля | Аскеровна | Пичаевский район |