Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Генетика человека» (далее – Программа) имеет естественно-научную направленность. Программа предназначена для формирования у учащихся представлений в области медицинской генетики, разработки современных методов генной терапии, синтеза знаний в области генетики и экологии
человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека с точки зрения генетики.
Форма занятий: дистанционная.
Площадка проведения: ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».
Срок реализации программы: 6 часов.
Цель программы: Основная цель Программы – углубленно изучить вопросы одного из
разделов общей биологии «Генетика человека».
Задачи программы:
- Изучить основные методы генетических исследований
наследственности человека, составления родословной семьи, причины
мутаций, профилактики наследственных заболеваний, вопросы генетики
пола и связь половых хромосом с эволюцией человека. - Рассмотреть вопросы реализации генетической программы человека
и влияние на нее среды обитания и социальных факторов. - Расширить практические знания и умения при решении генетических
задач на признаки, сцепленные с полом, на наследование групп крови
человека. - Развить познавательную активность учащихся для самостоятельного
изучения таких разделов генетики человека, как иммуногенетика, генная
инженерия, евгеника, биоэтика и другие. - Способствовать определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение в дальнейшем
биологических и медицинских специальностей.
Планируемые результаты:
Изучение Программы направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Способности оценивать вклад российских ученых в становление
и развитие генетики как компонента естествознания; - Формирование способности определять собственную позицию по
отношению к явлениям современной жизни и объяснять её; - Формирование мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки генетики, представлений о взаимосвязи развития
методов и теоретических обобщений в генетике как важнейшей отрасли
естествознания; - Формирование понимания ценности здорового и безопасного
образа жизни, бережного, ответственного и компетентного отношения к
собственному физическому и психическому здоровью, ценности правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера.
Метапредметные результаты:
- способность использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализ, синтез, классификация, обобщение), раскрывать смысл ключевых генетических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, составляющих основу генетических исследований;
- строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения;
- овладение различными модельно-схематическими средствами для представления существенных связей и отношений в изучаемых объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в информационных источниках;
- умения при организации и проведении учебно-исследовательской и проектной деятельности по генетике: выявлять и формулировать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, систематизировать и структурировать материал;
- наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, анализировать собственную позицию, относительно достоверности получаемых в ходе эксперимента
результатов; - способность вести поиск информации в различных источниках (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать, оценивать информацию и по мере необходимости преобразовывать её;
- приобретение опыта использования информационно-коммуникационных технологий, совершенствование культуры активного использования различных поисковых систем;
- умение использовать и анализировать в процессе учебной исследовательской деятельности получаемую информацию в целях прогнозирования распространенности наследственных заболеваний в последующих поколениях;
- способность принимать активное участие в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (задавать вопросы, высказывать суждения относительного выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников дискуссии);
- умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей;
- корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учетом новых знаний об изучаемых объектах;
- умения выбирать на основе генетических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Предметные результаты
- умение применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo saрiens;
- давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека;
- решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
- составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений.
Участники: учащиеся 9-11 классов общеобразовательных организаций Тамбовской области.
Количество участников: 60 человек.
Возраст участников: 14–18 лет.
Отбор на образовательную программу осуществляется по модели Образовательного Центра «Сириус» в соответствии с заявленными для программы критериями и общими критериями отбора РЦОД «Космос»:
- информация о победах в мероприятиях, проводимых в рамках областных конкурсов;
- наличие документального подтверждения систематического участия в некоммерческих конкурсных мероприятиях различного уровня по выбранному направлению, в том числе входящих в областной календарь мероприятий министерства образования и науки области;
- документальное подтверждение участия в профильных сменах и мероприятиях Образовательного центра «Сириус» (г. Сочи).
Автор-составитель:
Гончаров Александр Геннадьевич,
доцент кафедры биологии и
биотехнологии ФГБОУ ВО
«Тамбовский государственный
университет имени Г.Р. Державина»
15.05.2024 с 16:00 до 18:00
16.05.2024 с 16:00 до 18:00
17.05.2024 с 16:00 до 18:00