
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая экспериментальная программа «Химия в природе и жизни человека» имеет естественнонаучную направленность. Программа направлена на приобретение и развитие компетенций в области предметов естественнонаучного цикла. Данная программа имеет практическую направленность и знакомит с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности, что позволит сформировать и развить интерес обучающихся к дисциплинам естественнонаучного блока, а также разобраться в мире профессий, наиболее востребованных в регионе таких как учитель биологии и химии, медицинский работник, лаборант и др. Программа позволит освоить азы предпрофессиональной подготовки.
Форма занятий: очная.
Место проведения: ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ.
Срок реализации программы: 9 месяцев.
Цель программы: формирование у обучающихся познавательного интереса к изучению мира веществ, а также компетенций, необходимых для проведения химического анализа, исследовательской и проектной работ по изучению окружающего мира.
Задачи программы:
Образовательные:
изучить правила работы с веществами и лабораторным оборудованием;
изучить состав, свойства и практическое применение основных химических веществ, используемых человеком в повседневной жизни;
сформировать навыки объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
научить применять свои знания о веществах на практике и использовать приобретенные компетенции в повседневной жизни;
научить работать с дополнительной литературой, извлекая из нее интересные и необходимые факты, оформлять и защищать исследовательскую и проектную работу;
развить интерес к изучению пищевого и экологического статуса Тамбовской области;
применять знания правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Развивающие:
стимулировать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения опытов и экспериментов, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
развить способности к научным исследованиям;
научить обобщать, систематизировать и анализировать полученные результаты исследований;
способствовать развитию научного потенциала;
создать технологические и методические условия для научных исследований с целью способствования участия во всероссийских конкурсах;
способствовать развитию креативных способностей;
способствовать развитию навыков самостоятельной работы;
способствовать развитию навыка публичных выступлений при защите исследовательской и проектной работы.
Воспитательные:
воспитать убежденность в позитивной роли естественных наук в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
приобщить детей к здоровому образу жизни;
воспитать трудолюбие, целеустремленность;
воспитать аккуратность, усидчивость в научно-исследовательской работе;
привить основы культуры труда;
сформировать базу для осознанного выбора к будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать:
важнейшие понятия в области предметов естественнонаучного цикла;
состав, свойства и практическое применения основных веществ, используемых человеком в повседневной жизни;
методики химического анализа;
влияние химических веществ, используемых в быту, на здоровье человека;
основные правила безопасного использования средств бытовой химии;
важнейшие причины загрязнения окружающей среды;
способы определения степени загрязнения воды, воздуха, почвы;
влияние веществ на жизнедеятельность и развитие растений и животных;
классификацию основных загрязняющих веществ.
уметь:
работать с веществами и лабораторным оборудованием;
выполнять исследовательские работы;
использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
определять степень загрязнения окружающей среды химическими методами и с помощью биоиндикации;
работать с лабораторным оборудованием.
Личностные:
готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении проблемных задач;
познавательная активность, целеустремленность;
развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация.
Метапредметные:
развитие интеллектуальных и творческих способностей, аналитического мышления;
умения классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
развитие навыков самостоятельной работы, коммуникабельности;
навыка публичных выступлений при защите исследовательской работы;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа;
отбор информации с использованием различных источников;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Адресат программы: дети от 11 до 15 лет.
Количество участников: 8-15 человек.
Возраст участников: 11–15 лет.
Автор-составитель:
Тарасова Светлана Викторовна, начальник Центра развития современных компетенций детей ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет».