
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Олимпиадная подготовка по физике» имеет техническую направленность, углубленного уровня освоения и направлена на обеспечение высокой заинтересованности обучающихся в подготовке к олимпиадному движению по физике.
Форма занятий: заочная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Срок реализации программы: 2 недели.
Цель программы: формирование навыков, необходимых для успешного решения олимпиадных задач теоретического и экспериментального типа на муниципальном этапе ВСОШ.
Задачи программы:
Образовательные:
дать понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
закрепить общие принципы решения теоретических и экспериментальных и псевдоэкспериментальных задач;
сформировать отдельные умения пользоваться физическими приборами;
сформировать представление о некоторых методах измерений и культуры построения графиков;
закрепить умение обрабатывать результаты измерений и применять полученные знания на практике посредством прохождения тестирования.
овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы
анализировать полученные данные и делать выводы; освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики, интерпретация и критическое оценивание информации.
Развивающие:
развить исследовательские умения: наблюдать явления и измерять физические величины;
содействовать развитию умения выдвигать гипотезы и предлагать экспериментальные способы их проверки, планировать и проводить опыты, экспериментальные исследования;
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать итоги решения экспериментальных и псевдоэкспериментальных задач.
способствовать формированию и развитию интереса к основам программной и проектной деятельности;
способствовать развитию творческих способностей и креативного мышления;
способствовать формированию навыков самостоятельной работы
с информацией (поиск, анализ, систематизация, публичное представление);
способствовать развитию soft-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии;
способствовать развитию навыков применения полученных знаний на практике и при реализации своих проектных работ.
Воспитательные:
дать понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
способствовать формированию проектного мировоззрения
и творческого мышления;
способствовать воспитанию собственной позиции по отношению
к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями
в конструктивном диалоге;
способствовать воспитанию культуры построения графиков и культуры работы в команде;
побуждать к приобретению новых знаний и совершенствованию имеющихся навыков;
способствовать развитию внимания, аккуратности и терпения
у обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Личностные:
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Адресат программы: дети 15-17 лет.
Количество участников: 20-30 человек.
Возраст участников: 15–17 лет.
Автор-составитель:
Осипова Ирина Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры «Физика» ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет».