Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Олимпиадная биология и химия» имеет естественнонаучную направленность, углубленного уровня освоения и направлена на обеспечение высокой заинтересованности обучающихся в исследовательской, познавательной и конкурсной деятельности в области биологии и химии.
Программа сочетает теоретическую подготовку и практические лабораторные занятия, что позволяет участникам не только познакомиться с современными научными направлениями, но и под руководством опытных преподавателей почувствовать себя частью настоящего исследовательского процесса.
Блок биологии включает:
— основы микробиологии;
— введение в генетику и молекулярную биологию;
— органическая биология и экология;
— решение олимпиадных задач.
Химический блок охватывает:
— химию комплексных соединений и их особенностей;
— элементы аналитической химии и практикум по анализу веществ;
— основы физической химии;
— трудные вопросы органической химии;
— введение в биохимию, её применение в современной науке;
— решение олимпиадных задач различного уровня сложности.
Форма занятий: очная.
Место проведения: Стромов-центр Державинского университета
Срок реализации программы: 10 дней
Цель программы: освоение дополнительного учебного материала, соответствующего программам проведения олимпиад и конкурсов для школьников различного уровня, с перспективой успешного выступления (занятия призовых мест) и развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение, расширение и углубление знаний по биологии и химии.
Задачи программы:
Образовательные:
дать школьникам углубленные знания в области биологии и химии;
сформировать устойчивый интерес к обучению;
способствовать развитию их познавательной активности;
научить теоретическим и практическим навыкам подготовки к выполнению олимпиадного задания.
Развивающие:
сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей.
Воспитательные:
способствовать приобщению обучающихся к основам коммуникативной культуры, формирование опыта социального взаимодействия.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать:
основные понятия, а также углубленные и расширенные знания в биологии и химии;
представления о строении и функционировании организма растений;
представления о строении и функционировании организма животных;
представления о функционировании экосистем;
реальные физические и химические свойства веществ, их поведение в различных условиях;
основы материаловедения, аналитической, физической и органической химии;
стандартные алгоритмы решения задач повышенной сложности.
уметь:
проводить исследовательскую деятельность по биологии и химии;
читать специальную и научно-популярную литературу по биологии и химии;
разрабатывать и презентовать материалы собственных исследований в области биологии и химии.
корректно проводить эксперименты и лабораторно-практические работы с использованием оборудования из биологической и химической лабораторий;
решать нестандартные задачи повышенной сложности, с применением углублённых знаний по химии
предсказывать продукты химической реакции и её механизм на основе знания об условиях проведения реакций и природе веществ;
грамотно применять математический аппарат для решения химических задач.
Личностные:
сформированность устойчивого интереса к изучению естественнонаучных дисциплин;
готовность и способность обучающихся к укреплению положительного опыта решения практических задач и изучения предмета, активизации творческого мышления и подхода к решению задач, удовлетворению личностных потребностей в познании мира;
готовность к развитию навыков взаимодействия с членами группы, групповой работы.
Метапредметные:
владение умением мыслить гибко, находить нестандартные решения;
выявление тесной связи изучаемого материала с другими науками и предметами окружающего мира;
использование методов статистической обработки результатов биологических и химических исследований.
Адресат программы: обучающиеся старших классов (9-11 класс).
Количество участников: 15 человек.
Возраст участников: 14–18 лет.
Автор-составитель:
Малышева Елена Владимировна, к.б.н., доцент, заведующая кафедрой биологии и биотехнологии;
Бердникова Галина Геннадьевна, к.х.н., доцент кафедры химии, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».