Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ключ к олимпиаде по обществознанию» имеет социально-гуманитарную направленность, углубленного уровня освоения и направлена на подготовку обучающихся к олимпиадам и конкурсам, в том числе изучение тем, которые не рассматриваются в школьной программе.
Программа «Ключ к олимпиаде по обществознанию» — это интенсивная профильная программа для школьников, обладающих базовыми познаниями в области общественных наук, для учащихся, которые будут принимать участие в различных этапах Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, а также для тех, кто проявляет интерес к данному виду деятельности.
В программу входит:
Раздел «Социальная сфера»: проблемно-познавательные задания социально-гуманитарной направленности.
Раздел «Политическая сфера»: проблемно-познавательные задания по политологии.
Раздел «Экономическая сфера»: решение олимпиадных экономических задач.
Раздел «Правовая сфера»: разбор олимпиадных заданий по обществознанию и праву.
Форма занятий: очная.
Место проведения: Стромов-центр Державинского университета.
Участникам предоставляется комфортное проживание на базе «Стромов-центр, Тамбовский государственный университет имени
Г. Р. Державина».
Срок реализации программы: 10 дней
Общая продолжительность курса составляет 66 часов.
Цель программы: формирование у учащихся знаний с целью повышения их конкурентоспособности в процессе участия в олимпиаде и сдаче государственной итоговой аттестации по обществознанию.
Задачи программы:
Образовательные:
научить выделять признаки основных социальных объектов, классифицировать их и выделять взаимосвязь между ними;
научить устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
научить раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук;
сформировать навыки поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма);
сформировать навыки анализа, систематизации и обобщения социальной информации, представляемой различными источниками;
научить формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
научить применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Развивающие:
создать условия для подготовки учащихся к олимпиаде по обществознанию;
способствовать развитию логического мышления;
развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания.
Воспитательные:
сформировать знания и навыки, необходимые для успешной интеграции в российское общество, выполнения основных социальных ролей и участия в различных видах социальных отношений;
научить ответственно, оценивать свои учебные достижения, черты своей личности, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции в самооценке;
воспитать понимание ценности образования, как средства развития культуры личности;
воспитать умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать:
смысл ключевых понятий социологии, экономической теории, политологии, правоведения, социальной психологии и философии, и уметь объяснять с их позиций явлений социальной действительности;
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания.
уметь:
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, визуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы, оценочные суждения и выводы;
взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Личностные:
готовность к укреплению исторически сложившегося государственного единства, на основе признания равноправия народов, единства разнообразных культур;
сформированность осознания российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
сформированность осознания необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
сформированность ценностных ориентиров, основанных на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
сформированность познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.
Метапредметные:
владение навыками организации своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата), использования всевозможными ресурсами для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбора успешных стратеги в различных ситуациях;
владение навыками самостоятельной оценки и объяснения явлений и процессов социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассмотрения их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив, а также с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
владение навыками логичного и точного изложения своей точки зрения, использования адекватных языковых средств, перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из визуального ряда в текст и др.);
владение навыками анализа реальных социальных ситуаций, выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
владение навыками выполнения познавательных и практических заданий, объяснения изученных положений на конкретных примерах;
владение навыками определения собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирования своей точки зрения.
Адресат программы: обучающиеся старших классов (9-11 класс).
Количество участников: 15 человек.
Возраст участников: 14–17 лет.
Автор-составитель:
Белинская Дина Викторовна, к.с.н., доцент кафедры политологии, социологии и международных процессов ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».