Меню Закрыть

ДООП социально-гуманитарной направленности «Литературный Олимп»

Программа направлена на углубление школьного курса литературы и практическую подготовку школьников в рамках тематики программы. Она также будет способствовать формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы.

Программа способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области литературы.

Программа служит основой для организации личностно-дифференцированного обучения одаренных школьников, предусматривает проектную и творческо-исследовательскую деятельность учащихся, направлена на достижение метапредметных результатов обучения, позволяет реализовать горизонтальные межпредметные связи.

Программа «Литературный Олимп» предназначена для мотивированных школьников 10-11 классов, интересующихся русским языком и литературой. Программа является естественным продолжением, дополнением и углублением школьного курса литературы и направлена на практическую подготовку школьников к конкурсам и олимпиадам различного уровня.

В программу входит:

Концептосфера русского пространства в литературе. Пространственная концептосфера русского характера в произведениях классиков: правда, воля, тоска, судьба, любовь, простор, удаль и др. Особенности анализа национальной проблематики в заданиях олимпиады по литературе.

Критика как вид литературного творчества. Роль читателя в литературной критике. Истоки развития русской литературно-критической. Проблема отечественной культуры как одна из главных проблем русской литературной критики. Национальные особенности русской критики. Критический разбор в заданиях олимпиады по литературе.

Русская литература Нового времени. Критический реализм и зарождающийся в его недрах модернизм; социально-утверждающий (социалистический) реализм и его позднейшие модуляции – универсализм и минимализм; символизм; имажинизм; футуризм; постсимволизм и постмодернизм; абсурдизм как предтеча эпохе постмодерна. Национальная специфика художественных методов русской литературы. Как использовать художественные методы в подготовке к олимпиаде по литературе.

Зарубежная литература. Обсуждение списка произведений зарубежной литературы, включённого в КИМ ЕГЭ по литературе. Отбор произведений для обязательного чтения и его обоснование. Алгоритм корректного и аргументированного сопоставления произведений русской и зарубежной литературы при подготовке к олимпиаде, конкурсу. Формирование практических навыков сравнительно-сопоставительного анализа произведений русской и зарубежной литератур на примере антиутопий Е.И. Замятина («Мы») и Р. Брэдбери («451 градус по Фаренгейту»).

Олимпиадная задача и содержание школьного курса литературы. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствование навыков интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы.

Направленность: социально-гуманитарная

Форма занятий: очная.

Место проведения: Стромов-центр Державинского университета.

Участникам предоставляется комфортное проживание на базе «Стромов-центр, Тамбовский государственный университет имени
Г. Р. Державина».

Срок реализации программы: 10 дней

Общая продолжительность курса составляет 66 часов.

Цель программы: освоение дополнительного учебного материала, соответствующего программам проведения олимпиад и конкурсов школьников различного уровня, с перспективой успешного выступления (занятия призовых мест) и развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение, расширение и углубление знаний по литературе.

Задачи программы:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Планируемые результаты:

Предметные:

углубление и расширение знаний в области русского языка и литературы;

формирование представления о национальной специфике литературных явлений;

знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, литературной критики, в том числе литературы Тамбовского края;

развитие навыков проектной деятельности в области литературы.

Личностные:

формирование устойчивого интереса к изучению филологических дисциплин;

укрепление положительного опыта решения теоретических практических задач в изучении предмета;

активизация творческого мышления обучающихся в подходах к решению задач;

удовлетворение личностных потребностей в познании мира;

развитие навыков взаимодействия с членами группы, групповой работы.

Метапредметные:

формирование умения мыслить гибко, находить нестандартные решения; развитие критического мышления;

выявление тесной связи изучаемого материала с другими науками и предметами окружающего мира;

использование общих филологических методов в изучении русского языка и литературы.

К концу освоения программы учащиеся будут знать:

национальную специфику литературных явлений;

особенности современного изучения литературы в различных аспектах;

современный терминологический аппарат в области литературоведения;

актуальные методы и приемы работы с литературным материалом.

Учащиеся будут уметь:

распознавать и анализировать национальные явления в языке и литературе;

использовать полученные знания в подготовке к ЕГЭ, различным конкурсам и олимпиадам филологической направленности;

осуществлять проектно-исследовательскую и прикладную деятельность историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов.

Учащиеся будут владеть:

навыками литературоведческого анализа художественного текста;

различными приёмами редактирования текстов, создания современного текстового контента.

Адресат программы: обучающиеся старших классов (9-11 класс).

Количество участников: 10 человек.

Возраст участников: 14–17 лет.

Автор-составитель: 

Желтова Н.Ю., д.филол.наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»;

Сорокина Н.В., д.филол.наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина».

Перейти к содержимому