Меню Закрыть

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Олимпиадные эксперименты по физике»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Олимпиадные эксперименты по физике» имеет техническую направленность, углубленного уровня освоения и направлена на обеспечение высокой заинтересованности обучающихся в подготовке к олимпиадному движению по физике.

Направленность: техническая

Форма занятий: очная

Площадка проведения: ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»

Срок реализации программы: 36 часов

Цель программы: формирование навыков, необходимых для успешного освоения олимпиадного эксперимента, опираясь на естественные потребности школьников разобраться в многообразии природных явлений.

Задачи программы: 

образовательные:

  • дать понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
  • закрепить общие принципы решения экспериментальных и псевдоэкспериментальных задач;
  • сформировать отдельные умения пользоваться физическими приборами;
  • сформировать представление о некоторых методах измерений и культуры построения графиков;
  • закрепить умение обрабатывать результаты измерений и применять полученные знания на практике посредством прохождения тестирования.
  • овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы
  • анализировать полученные данные и делать выводы; освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики, интерпретация и критическое оценивание информации;

развивающие:

  • развить исследовательские умения: наблюдать явления и измерять физические величины;
  • содействовать развитию умения выдвигать гипотезы и предлагать экспериментальные способы их проверки, планировать и проводить опыты, экспериментальные исследования;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать итоги решения экспериментальных и псевдоэкспериментальных задач.
  • способствовать формированию и развитию интереса к основам программной и проектной деятельности;
  • способствовать развитию творческих способностей и креативного мышления;
  • способствовать формированию навыков самостоятельной работы с информацией (поиск, анализ, систематизация, публичное представление);
  • способствовать развитию soft-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии;
  • способствовать развитию навыков применения полученных знаний на практике и при реализации своих проектных работ;

воспитательные:

  • дать понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
  • способствовать формированию проектного мировоззрения и творческого мышления;
  • способствовать воспитанию собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге;
  • способствовать воспитанию культуры построения графиков и культуры работы в команде;
  • побуждать к приобретению новых знаний и совершенствованию имеющихся навыков;
  • способствовать развитию внимания, аккуратности и терпения у обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные:

  • умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
  • научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
  • развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинноследственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
  • развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Участники:
В обучающей программе могут участвовать учащиеся в возрасте 13-14 лет общеобразовательных организаций Тамбовской области

Количество участников:
10-20 человек

Возраст участников:
13 – 14 лет

Условия отбора на образовательную программу: Зачисление на программу осуществляется на основании конкурсного отбора. Обучающимся необходимо представить достижения в профильных олимпиадах муниципального, регионального и других уровней по физике.

Автор-составитель:

Осипова Ирина Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры «Физика», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»

Перейти к содержимому