Дискретную математику можно определить как науку, изучающую конечные множества. При таком определении она становится всепроникающей: трудно представить себе раздел математики, не связанный с конечными множествами. Дискретная математика и смежные с ней разделы привлекают большое внимание специалистов различных областей науки и техники, являясь эффективным аппаратом формализации современных инженерных задач, связанных с дискретными объектами. Особое значение дискретная математика приобретает с началом изучения информатики, теоретической основой которой она является. Аппарат дискретной математики необходим при создании и эксплуатации современных ЭВМ, средств передачи и обработки информации, автоматизированных систем управления и проектирования, поэтому знание основ данной дисциплины абсолютно необходимо для современного специалиста в области информатики и вычислительной техники. Однако место дискретной математики в школьном курсе в настоящее время окончательно не определено, в обязательную школьную программу входят лишь отдельные темы, изучаемые на базовом уровне.
Данная Программа направлена на углубление и систематизацию знаний учащихся по основным разделам дискретной математики, подготовку к олимпиадам и конкурсам по математике и информатике.
Программа служит основой для организации личностно-дифференцированного обучения одаренных школьников, предусматривает проектную и исследовательскую деятельность учащихся.
Направленность: естественнонаучная
Форма занятий: профильная смена
Площадка проведения: ФГБОУ ВО «ТГУ имени Г.Р. Державина»
Срок реализации программы: 10 дней
Цель программы: создание условий, способствующих формированию системных знаний в области дискретной математики, эффективной подготовке учащихся к математическим соревнованиям различного уровня, выявлению математической одаренности, развитию творческих способностей учащихся, их готовности к выполнению нестандартных заданий, а также расширение представления о сферах применения математики в науке и технике, формирование интереса к профессиям, связанным с математикой.
Задачи программы:
- сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования учащихся;
- формирование у школьников устойчивого интереса к обучению, развитие познавательной активности, индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования процессов и явлений;
- знакомство учащихся с основными разделами дискретной математики: теорией множеств, математической логикой, комбинаторикой, теорией графов, теорией вероятностей;
- овладение методами дискретной математики при решении практических задач;
- формирование навыков алгоритмического и логического мышления.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласовании позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- формирование представления о практическом значении дискретной математики;
- формирование знаний по основным разделам дискретной математики, умений и навыков решения задач дискретной математики;
- формирование системно-комбинаторного мышления;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
- развитие математической культуры учащихся через формирование целостного представления о математике через многообразие ее межпредметных связей;
- развитие математических и творческих способностей учащихся;
- осознанное умение применять полученные знания на практике, повышение интереса к изучению математики;
- повышение уровня математической подготовки выпускников.
Участники:
В обучающей программе могут участвовать учащиеся 9-11 классов общеобразовательных организаций Тамбовской области
Количество участников:
30 человек
Возраст участников:
15-18 лет
Отбор на образовательную программу осуществляется по модели Образовательного Центра “Сириус” в соответствии с заявленными для программы критериями и общими критериями отбора РЦОД “Космос”:
необходимо предоставить информацию о результативности участия в конкурсных мероприятиях регионального и всероссийского уровней,
мотивационное письмо (эссе) не более 2000 знаков
Автор-составитель:
Жуковский Е.С., д.ф.-м.н., профессор, профессор кафедры функционального анализа ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»