Программа предназначена для формирования у учащихся представлений в области медицинской генетики, разработки современных методов генной терапии, синтеза знаний в области генетики и экологии человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека с точки зрения генетики.
Актуальность Программы состоит в том, что она обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, а так же способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Направленность: естественнонаучная
Форма занятий: дистанционная
Площадка проведения: ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Срок реализации программы: 6 часов
Цель программы: формирование у учащихся экологического мышления и воспитание любви к окружающей среде с обоснованием ее охраны
Задачи программы:
- Изучить основные методы генетических исследований наследственности человека, составления родословной семьи, причины мутаций, профилактики наследственных заболеваний, вопросы генетики пола и связь половых хромосом с эволюцией человека.
- Рассмотреть вопросы реализации генетической программы человека и влияние на нее среды обитания и социальных факторов.
- Расширить практические знания и умения при решении генетических задач на признаки, сцепленные с полом, на наследование групп крови человека.
- Развить познавательную активность учащихся для самостоятельного изучения таких разделов генетики человека, как иммуногенетика, генная инженерия, евгеника, биоэтика и другие.
Планируемые результаты: изучение Программы направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Способности оценивать вклад российских ученых в становление и развитие генетики как компонента естествознания;
- Формирование способности определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её;
- Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки генетики, представлений о взаимосвязи развития методов и теоретических обобщений в генетике как важнейшей отрасли естествознания;
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Метапредметные результаты:
- способность использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализ, синтез, классификация, обобщение), раскрывать смысл ключевых генетических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, составляющих основу генетических исследований; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения;
- овладение различными модельно-схематическими средствами для представления существенных связей и отношений в изучаемых объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в информационных источниках;
- умения при организации и проведении учебно-исследовательской и проектной деятельности по генетике: выявлять и формулировать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, систематизировать и структурировать материал; наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, анализировать собственную позицию; относительно достоверности получаемых в ходе эксперимента результатов;
- способность вести поиск информации в различных источниках (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать, оценивать информацию и по мере необходимости преобразовывать её; приобретение опыта использования информационно-коммуникационных технологий, совершенствование культуры активного использования различных поисковых систем;
- умение использовать и анализировать в процессе учебной исследовательской деятельности получаемую информацию в целях прогнозирования распространенности наследственных заболеваний в последующих поколениях;
- способность принимать активное участие в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (задавать вопросы, высказывать суждения относительного выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников дискуссии);
- умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учетом новых знаний об изучаемых объектах;
- умения выбирать на основе генетических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Предметные результаты.
- умение применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo saрiens;
- давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека;
- решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
- составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений.
Участники:
В обучающей программе могут участвовать учащиеся 9-11 классов общеобразовательных организаций Тамбовской области
Количество участников:
60 человек
Возраст участников:
14-18 лет
Отбор на образовательную программу осуществляется по модели Образовательного Центра “Сириус” в соответствии с заявленными для программы критериями и общими критериями отбора РЦОД “Космос”:
мотивационное письмо (эссе) не более 2000 знаков
Автор-составитель:
Гончаров Александр Геннадьевич, доцент кафедры биологии и биотехнологии ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
16.10.2023 г. с 16:00 до 18:00
17.10.2023 г. с 16:00 до 18:00
26.10.2023 г. с 16:00 до 18:00