Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерно-техническое творчество» базового уровня для обучающихся старшего школьного возраста общеобразовательных организаций Тамбовской области.
Программа разработана с учётом школьного курса физики и акцентом на экспериментальные и псевдоэкспериментальные задачи, которые являются не стандартными, проверяют не знания, а мышление, и не встречаются в школьной программе. Участники олимпиад испытывают затруднения при решении таких задач, так как им не хватает творческого мышления, умения грамотно выполнять физический эксперимент, отсутствует навык работы с физическим оборудованием, умение обрабатывать полученные результаты измерений, оценивать погрешность, строить графики, нет практической смекалки и опыта, в связи с чем программа крайне актуальна для школьников
Форма занятий: заочная, с применением дистанционных технологий.
Срок реализации программы: 27 часов.
Цель программы: выявление учащихся 15 – 17 лет, с повышенным уровнем мотивации к обучению, желающих расширять свои теоретические знания по физике и изучать разделы предмета, не рассматриваемые в рамках школьной программы.
Задачи программы:
Образовательные
закрепить общие принципы решения экспериментальных и псевдоэкспериментальных задач;
сформировать отдельные умения пользоваться физическими приборами;
сформировать представление о некоторых методах измерений и культуры построения графиков;
закрепить умение обрабатывать результаты измерений и применять полученные знания на практике посредством прохождения тестирования;
анализировать полученные данные и делать выводы; освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики, интерпретация и критическое оценивание информации
Развивающие:
развить исследовательские умения:
наблюдать явления и измерять физические величины;
содействовать развитию умения выдвигать гипотезы и предлагать экспериментальные способы их проверки, планировать и проводить опыты, экспериментальные исследования;
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать итоги решения экспериментальных и псевдоэкспериментальных задач.
Воспитательные:
формировать интерес к практическому применению знаний в области физики в повседневной жизни и в дальнейшем обучении;
побуждать к приобретению новых знаний и совершенствованию имеющихся навыков;
способствовать развитию внимания, аккуратности и терпения у обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
По окончанию обучения
учащиеся будут знать:
элементы теории физического эксперимента, отдельные методы измерения, в том числе метод рядов, различия и методы решения экспериментальных и псевдоэкспериментальных задач.
Личностные:
у учащихся будут развиты: исследовательские навыки; умения выдвигать гипотезы и предлагать экспериментальные способы их проверки; планировать и проводить опыты, экспериментальные исследования.
Метапредметные
учащиеся будут уметь:
анализировать, сравнивать, обобщать итоги решения экспериментальных и псевдоэкспериментальных задач.
у учащихся будут развиты:
внимание, аккуратность, терпение и интерес к практическому применению знаний в области физики в повседневной жизни и в дальнейшем обучении.
Участники: учащиеся 9-11 классов общеобразовательных организаций Тамбовской области.
Количество участников: 60 человек.
Возраст участников: 15–17 лет.
Автор-составитель:
Осипова Ирина Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры физики, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»