В современном мире знание иностранных языков становится всё более актуальным, и немецкий язык не является исключением. Программа по немецкому языку направлена на углублённое изучение предмета с учётом подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам. Программа, направленная на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей, основывается на формировании операционных способов умственных действий, позволяющих эффективно решать теоретические и практические задачи в области гуманитарного знания. Данная программа служит фундаментом для организации личностно ориентированного обучения одаренных школьников, включающего проектную и творческо-исследовательскую деятельность. Она нацелена на достижение метапредметных результатов, что способствует формированию целостного мировоззрения и универсальных учебных действий у учащихся.
Форма занятий: очная.
Место проведения: Стромов-центр Державинского университета
Срок реализации программы: 10 дней
Цель программы: освоение дополнительного учебного материала, способствующего совершенствованию и оттачиванию знаний в данной предметной области, а также соответствующего требованиям программ проведения конкурсов для школьников различного уровня, с перспективой успешного выступления (занятия призовых мест). Поставленная цель представляется значимой для развития личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение, расширение и углубление знаний по иностранному языку.
Задачи программы:
Образовательные:
углубить знания школьников в области немецкого языка, включая грамматику, лексику и стилистику;
познакомить с особенностями немецкой культуры и традициями через язык;
научить применять полученные знания на практике для общения на немецком языке;
подготовить к выполнению заданий повышенной сложности (например, олимпиадных).
Развивающие:
способствовать развитию языковых способностей и логического мышления;
стимулировать интерес к самостоятельной работе с языковым материалом;
развить навыки анализа и синтеза информации на иностранном языке.
Воспитательные:
содействовать формированию уважительного отношения к культуре и традициям страны изучаемого языка;
способствовать развитию коммуникативных навыков и умений работать в группе при выполнении совместных заданий;
воспитать мотивацию к изучению иностранных языков и культуры межкультурного общения.
Планируемые результаты:
Предметные:
закрепление знаний и умений, полученных в ходе освоения базового курса иностранных языков;
углубление и расширение знаний в области теории языка, лингвострановедения;
формирование представления о лингвокультурологической картине мира;
развитие навыков проведения исследовательских проектов по теории языка, лингвострановедению;
использование методов сравнительно-сопоставительного анализа, контекстуального и лингвокультурологического анализа.
Личностные:
формирование устойчивого интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;
укрепление положительного опыта решения практических задач и изучения предмета;
активизация творческого мышления и подхода к решению задач;
удовлетворение личностных потребностей в познании мира;
развитие навыков взаимодействия с членами группы, групповой работы.
Метапредметные:
формирование умения мыслить гибко, находить нестандартные решения; развитие критического мышления;
выявление тесной связи изучаемого материала с другими науками и метапредметами.
К концу освоения программы учащиеся будут знать:
национальную специфику языковых явлений;
особенности современного изучения немецкого языка в различных аспектах;
современный терминологический аппарат в области лингвистики;
актуальные методы и приемы работы с лингвистическим материалом.
Учащиеся будут уметь:
распознавать и анализировать национальные явления в языке;
использовать полученные знания в подготовке к ЕГЭ, различным конкурсам и олимпиадам по иностранному языку;
осуществлять проектно-исследовательскую и прикладную деятельность лингвистического, историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов.
Учащиеся будут владеть:
навыками лингвистического анализа текста на немецком языке;
различными приёмами редактирования текстов, создания современного текстового контента.
Адресат программы: обучающиеся старших классов (9-11 класс).
Количество участников: 7 человек.
Возраст участников: 14–17 лет.
Автор-составитель:
Рябых Екатерина Борисовна, преподаватель ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».