Меню Закрыть

ДООП социально-гуманитарной направленности «Олимпиадный русский язык»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Олимпиадный русский язык» имеет социально-гуманитарную направленность и направлена на подготовку обучающихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку, в том числе изучение тем, которые не рассматриваются в школьной программе.

Программа «Олимпиадный русский язык» — это специализированная профильная программа для школьников, обладающих базовыми знаниями по русскому языку, для учащихся, которые будут принимать участие в различных этапах Всероссийской олимпиады школьников и других олимпиадах, и конкурсах. А также для тех, кто проявляет интерес к данному виду деятельности.

Программа способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области русского языка.

Программа служит основой для организации личностно-дифференцированного обучения одаренных школьников, предусматривает проектную и творческо-исследовательскую деятельность учащихся, направлена на достижение метапредметных результатов обучения, позволяет реализовать горизонтальные межпредметные связи.

В программу входит:

Раздел 1. «Орфоэпия в олимпиадных заданиях»: русское литературное произношение, трудные случаи ударения, решение олимпиадных заданий.

Раздел 2. «Вопросы синтаксиса в олимпиадных заданиях»: анализ сложных конструкций, синтаксические нормы, решение олимпиадных заданий повышенной сложности.

Раздел 3. «Особенности употребления имен собственных»: основные правила орфографии имён собственных в русском языке, сложные случаи правописания имен собственных, особенности написания слов, образованных от имен собственных, разбор олимпиадных заданий

Раздел 4. «От древнерусского к современному русскому языку»: звуковая система древнерусского языка к моменту возникновения письменности (конец Х – начало XI века), эволюция именных частей речи в древнерусском языке, разбор олимпиадных заданий.

Раздел 5. «М.В. Ломоносов и реформа русского литературного языка»: первая русская грамматика и изменение правил правописания, формированию современного русского литературного языка и литературной традиции, отражение реформ М.В. Ломоносова в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Раздел 6. «Лексика. Просторечия и диалектная лексика в Олимпиадных заданиях»: просторечие как функциональная разновидность национального русского языка, фонетические, грамматические, лексико-семантические особенности диалектной лексики.

Раздел 7. «Учимся читать и понимать тексты на старославянском языке»: азбука Кирилла и Мефодия, правила чтения по-церковнославянски.

Раздел 8. «Лингвистический тренинг»: применение полученных знаний к конкретной проблемной ситуации. Лингвистическая олимпиада.

Направленность: социально-гуманитарная

Форма занятий: очная.

Место проведения: Стромов-центр Державинского университета.

Участникам предоставляется комфортное проживание на базе «Стромов-центр, Тамбовский государственный университет имени
Г. Р. Державина».

Срок реализации программы: 10 дней

Общая продолжительность курса составляет 66 часов.

Цель программы: освоение дополнительного учебного материала, соответствующего программам проведения регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, с перспективой успешного выступления (занятия призовых мест) и развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение, расширение и углубление знаний по русскому языку.

Задачи программы:

Образовательные:

дать обучающимся системные, углубленные знания в области теоретического и практического русского языка;

сформировать у школьников устойчивый интерес к обучению;

способствовать сохранению единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;

сформировать исследовательские компетенции.

Развивающие:

способствовать формированию и развитию интереса к основам исследовательской деятельности;

способствовать развитию творческих способностей и креативного мышления;

способствовать развитию навыков нестандартного решения олимпиадных заданий;

способствовать созданию основы продуктивной деятельности школьников, их творческого самовыражения;

Воспитательные:

приобщение обучающихся к основам коммуникативной культуры, формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

способствовать формированию у обучающихся сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств и естественных ресурсов;

способствовать воспитанию собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге;

способствовать воспитанию культуры работы в команде.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать:

основные понятия базового и углубленного курсов русского языка;

речевые нормы русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

морфологическую и синтаксическую системы русского языка;

историю русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

закономерности исторического развития лексического значения слова.

уметь:

решать нестандартные задачи повышенной сложности, с применением углублённых знаний по русскому языку;

анализировать морфологические и синтаксические явления повышенной сложности;

анализировать языковые явления  в художественном тексте;

применять полученные знания для решения филологических задач.

Личностные:

сформированность устойчивого интереса к изучению филологических дисциплин;

укрепление положительного опыта решения теоретических и практических задач в изучении предмета;

активизация творческого мышления и подхода к решению задач;

удовлетворение личностных потребностей в познании мира;

развитие навыков взаимодействия с членами группы, групповой работы.

Метапредметные:

владение умением мыслить гибко, находить нестандартные решения;

владение критическим мышлением;

установление тесной связи изучаемого материала с другими науками и предметами окружающего мира (с литературой, историей, лингвокультурологией  и т.д.);

использование общих филологических методов в изучении русского языка.

Адресат программы: обучающиеся старших классов (9-11 класс).

Количество участников: 10 человек.

Возраст участников: 14–17 лет.

Автор-составитель: 

Павлова Валентина Викторовна, к.филол.н., доцент кафедры русского языка, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет
им. Г.Р. Державина».

Перейти к содержимому