
Дополнительная общеразвивающая программа «Теория и практика решения олимпиадных задач по химии» имеет естественнонаучную направленность, подразумевает углубленный уровень освоения материала, включает темы, которые не рассматриваются в школьном курсе химии, и направлена на подготовку обучающихся к олимпиадам и конкурсам по химии.
Программа способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Программа служит основой для организации личностно-дифференцированного обучения одаренных школьников, предусматривает формирование научного мировоззрения, приобретение учащимися опыта творческой деятельности при решении олимпиадных задач, создает условия для профессионального самоопределения учащихся.
Форма занятий: очная.
Место проведения: ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (Стромов-центр).
Срок реализации программы: 3 месяца.
Цель программы: освоение дополнительного учебного материала, соответствующего программам проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, с перспективой успешного выступления (занятия призовых мест) и развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение, расширение и углубление знаний по химии.
Задачи программы:
Образовательные:
сформировать у обучающихся системные, углубленные знания в области теоретической и экспериментальной химии;
сформировать у школьников устойчивый интерес к обучению;
способствовать сохранению единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;
научить корректному проведению экспериментов и лабораторно-практических работ с использованием оборудования химических лабораторий;
сформировать исследовательские компетенции.
Развивающие:
способствовать формированию и развитию интереса к основам исследовательской деятельности;
способствовать развитию творческих способностей и креативного мышления;
способствовать развитию навыков нестандартного решения олимпиадных заданий;
способствовать созданию основы продуктивной деятельности школьников, их творческого самовыражения.
Воспитательные:
совершенствовать коммуникативную культуру, формирование опыта социального взаимодействия в профессиональной среде;
способствовать формированию у обучающихся сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств и естественных ресурсов;
способствовать воспитанию собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге;
способствовать воспитанию культуры работы в команде.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать:
основные понятия базового и углубленного курсов химии;
реальные физические и химические свойства веществ, их поведение в различных условиях;
основы материаловедения, аналитической, физической и органической химии;
стандартные алгоритмы решения задач повышенной сложности.
уметь:
решать нестандартные задачи повышенной сложности, с применением углублённых знаний по химии;
предсказывать продукты и механизм химической реакции на основе знания об условиях проведения реакций и природе веществ;
грамотно применять математический аппарат для решения химических задач.
Личностные:
сформированность устойчивого интереса к изучению естественнонаучных дисциплин;
укрепление положительного опыта решения практических задач и изучения предмета;
активизация творческого мышления и подхода к решению задач;
удовлетворение личностных потребностей в познании мира;
развитие навыков взаимодействия с членами группы, групповой работы.
Метапредметные:
владение умением мыслить гибко, находить нестандартные решения;
владение критическим мышлением;
установление тесной связи изучаемого материала с другими науками и предметами окружающего мира (с биотехнологией, биологией, электроникой, солнечными батареями и т.д.);
сформированность умений составлять уравнения и проводить сложные математические расчёты.
Адресат программы: дети 14-17 лет (учащиеся 9-11 классов).
Количество участников: 10 человек.
Возраст участников: 14–17 лет.
Автор-составитель:
Урядникова Марина Николаевна, доцент кафедры химии, к.х.н. ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»