Как влиянием на самооценку мы можем повлиять на успеваемость ученика? Вообще, это взаимосвязанные факторы или проблема надуманная?
26.09.2022
С уважением, Марина Константиновна
Уважаемая Марина Константиновна, добрый день. Конечно, такой вопрос более качественно и профессионально разберет психолог. Особенно, если Ваш вопрос связан с развитием какой-то конкретной ситуации
с обучающимся. Но, в целом можно сказать, что самооценка и образовательные результаты связаны, хотя не совсем ясно, что появляется первым. С одной стороны, иметь позитивную самооценку лучше (и продуктивне), чем очень низкую. Но не существует прямых доказательств тому, что люди с высокой самооценкой успешнее в обучении. С другой стороны, хорошие отметки явно повышают самооценку ученика. Но вот влияет ли эта повышенная самооценка на дальнейшее улучшение результатов — неясно.
С обучением связаны понятия академической «я-концепции» и академической эффективности. «Я-концепция» основана на предыдущем опыте и оценках других — это мнение ученика о том, насколько он хорош, например, в математике. Академическая эффективность относится к прогнозам на будущее и более конкретна: насколько ученик верит, что может решить уравнение определённого типа. В школе самооценка снижается, в том числе под влиянием внешней оценки.
Из таких убеждений может вырасти настоящая выученная беспомощность — когда ученик заранее уверен в своём провале и не прикладывает усилий к выполнению задания. Некоторые психологи считают, что она формируется у детей, чья самооценка зависит от внешнего признания, для кого главное — быть лучше других. Это называется ориентацией на результат. На противоположной стороне спектра — ориентация на овладение мастерством, когда ребёнку важнее быть лучше себя вчерашнего.
Кажется, что ориентированные на результат ученики должны учиться хуже. Но достаточных доказательств этому нет. Лучше с предсказаниями справляется другая похожая идея: теория психолога Кэрол Дуэк о двух концепциях мышления — фиксированного (fixed mindset) и гибкого (growth mindset). Коротко её можно пересказать так:
люди, которые верят, что их способности и уровень интеллекта не заданы от рождения, а могут развиваться (обладают гибким мышлением, то есть ориентированным на рост), легче переносят неудачи и выбирают более сложные и полезные для развития задачи;
те, кто уверен, что интеллект предопределён изначально (имеют фиксированное мышление), больше озабочены демонстрацией своих результатов, чем их улучшением.
Исследования Дуэк подтверждают, что, если учащимся рассказать, что способности к учёбе и интеллект развиваются, то получаемые ими оценки повышаются. Хотя это работает не в любых условиях. Не факт, что это повлияет на результаты напрямую, но наверняка поможет ученикам чувствовать себя увереннее.
По теории Барбары Фредриксон положительно окрашенные чувства — например, радость и любопытство — расширяют поведенческий спектр. Ощущая такие эмоции, человек может учиться эффективно: ведь если всё хорошо, можно пробовать новое, присматриваться к окружающему миру, быть открытым. Страх и тревога, по мнению Фредриксон, сужают спектр до физиологических стрессовых реакций организма «бей, беги, замри».
Результаты других исследований показывают, что в счастливом состоянии люди менее внимательны и сфокусированы. А при немного сниженном настроении – более собраны и лучше запоминают новое. Известно также, что лучше запоминается информация, связанная с опасными объектами, — например, изображения ядовитых змей. Похоже, при небольшом уровне стресса люди находятся в напряжении и реагируют быстрее, а в успокоенном, довольном состоянии просто не к чему стремиться.
Противоречия снимает теория психолога Райнхарда Пекруна (Reinhard Pekrun). Он считает, что важны как позитивные, так и негативные эмоции: и те, и другие могут стимулировать человека учиться.
Из отдельных эмоций складываются скука и любопытство — два тоже важных для обучения состояния. Любопытство считается подспорьем в обучении практически для любых ситуаций. Все мы знаем, как искреннее увлечение заставляет тратить дни и недели на практику, на взгляд окружающих — скучнейшую. Так как эмоции биологически обусловлены, многие из них вызывают физиологический ответ до того, как человек осознаёт свои чувства. И в учёбе это не обязательно связано с уровнем знаний: замереть от испуга при неожиданном сложном вопросе может и подготовленный ученик.
При подготовке этого материала использован материал сайта https://skillbox.ru/media/education/30-pravil-psikhologii-obucheniya-kotorye-khorosho-by-znat-uchitelyu
Обсудить те или иные вопросы, связанные с эмоциональным настроем учащихся и эффективностью обучения, Вы можете с педагогом-психологом нашего Регионального центра талантливых детей Еленой Владимировной Лях.
Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Космос» ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303