Меню Закрыть

Здравствуйте, мой ребенок сейчас в девятом классе, участвует в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников. Он очень переживает, что если не победит в этой олимпиаде, то никогда не сможет поступить в ведущие вузы страны, куда он хочет. Как мне ему помочь?

12.02.2024

Здравствуйте!

Во-первых, важно успокоить ребенка и объяснить ему, что результаты олимпиады не являются единственным критерием для поступления в вузы. Конечно, победа в олимпиаде дает определенные льготы при поступлении, о которых более подробно можно узнать на сайте рассматриваемого вами вуза. Однако это не единственный способ поступить. Объясните ребенку, что даже просто участие во всероссийской олимпиаде школьников дает ему большое преимущество, поскольку знания, необходимые для олимпиады, часто выходят за пределы школьной программы. Также участники олимпиад традиционно показывают более высокие результаты на едином государственном экзамене.

Вам, как родителю, необходимо всячески поддерживать ребенка. Старайтесь научить его приемам и методам снятия тревоги и стресса. Ваш ребенок находится в том возрасте, когда так важны эти навыки, так как впереди много испытаний (олимпиады, экзамены и др.).

Кроме того, вы можете посоветовать ребенку принять участие и в других олимпиадах. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации утвердило Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год, в котором содержится информация о 87 интеллектуальных состязаниях. Согласно Порядку проведения олимпиад школьников, олимпиады делятся на уровни по следующим критериям:

  1. Количество субъектов Российской Федерации, представители которых приняли участие в олимпиаде:
  • пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню — не менее 30 субъектов Российской Федерации;
  • пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню — не менее 20 субъектов Российской Федерации;
  • пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню — не менее 10 субъектов Российской Федерации.
  1. Возрастной охват участников олимпиады (доля участников невыпускных классов от общего количества участников олимпиады):
  • пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню — не менее 35 процентов;
  • пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню — не менее 30 процентов;
  • пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню — не менее 25 процентов.
  1. Творческий характер, новизна и уровень сложности олимпиадных заданий:
  • пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню — не менее 70 процентов олимпиадных заданий заключительного этапа имеют творческий характер, являются оригинальными и отличаются высоким уровнем сложности;
  • пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню — не менее 50 процентов олимпиадных заданий заключительного этапа имеют творческий характер, являются оригинальными и отличаются высоким уровнем сложности;
  • пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню — не менее 30 процентов олимпиадных заданий заключительного этапа имеют творческий характер, являются оригинальными и отличаются высоким уровнем сложности.

Советуем вместе с ребенком внимательно изучить информацию о льготах, которые предоставляет тот вуз, куда вы планируете подавать документы. Это поможет сосредоточиться на участии в тех олимпиадах, победа в которых даст гарантированное преимущество, поскольку вузы самостоятельно определяют, за победу в каком соревновании какие льготы давать абитуриентам.

Объясните ребенку, что участие в олимпиадах важно не только для поступления в вуз мечты.

Кроме льгот, олимпиады:

  1. Развивают умение творчески мыслить. Большинство заданий, которые предлагаются на олимпиадах, носят творческий характер, являются оригинальными и сложными. Постоянная работа с такими заданиями научит вашего ребенка мыслить нестандартно, находить новые решения, а эти качества пригодятся в жизни.
  2. Помогают найти друзей. В олимпиадном движении участвует большое количество школьников, среди них легко можно найти тех, с кем будет интересно поговорить, поделиться новыми знаниями, обменяться впечатлениями.
  3. Учат самоорганизации. Подготовка к олимпиадам требует много сил и времени, к тому же ее приходится совмещать с учебой, часто — еще с секциями и кружками. Необходимость выдерживать такую значительную нагрузку научит ребенка грамотно организовывать свое время, расставлять приоритеты. Это умение пригодится не только при подготовке к олимпиадам, но и во время обучения в вузе, на работе.

Скажите ребенку, что если даже в девятом классе он не сможет победить в региональном этапе и пройти на заключительный, то он в любом случае получит ценный опыт, который можно будет учесть в десятом и одиннадцатом классах.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (4752) 42-95-30 (вн. 1305) — Лях Елена Владимировна, педагог-психолог.