Меню Закрыть

Об акмеологическом подходе к сопровождению одаренных детей

Вопрос 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Поясните, пожалуйста, какую роль играет акмеология и акмеологический подход в сопровождении одаренных детей.

С уважением, Надежда
11.01.2021

Ответ

 Уважаемая Надежда, чтобы ответить на Ваш вопрос необходимо разобраться с понятием «акмеология». В чём особенности акмеологического подхода в образовании?

Акмеология (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) – раздел психологии развития, исследующий изучение закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Советский и российский учёный и педагог в области психологии, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Анатолий Алексеевич Деркач так говорил о сущности акмеологического подхода в образовании: «Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень взросления, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый».

Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания обучающихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.

Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном процессе очевидна, поскольку общество ожидает от педагога, что его ученики, став выпускниками, будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития.

Акмеологическими условиями организации исследовательской деятельности одарённых школьников являются внешние (организационно-методические, психолого-педагогические, кадровые) и внутренние (природные способности, соответствующий уровень мотивации, адекватность самооценки школьника; способность и готовность педагога к организации исследовательской деятельности) условия.

В качестве критериев оценки эффективности исследовательской деятельности одаренных школьников выступают уровень развития познавательного интереса, наличие мотивации к исследовательской деятельности, степень самостоятельности, уровень развития познавательных процессов, уровень сформированности исследовательских знаний и умений, степень активности и включенности в исследовательскую деятельность.

В рамках нашей консультации необходимо особо отметить акмеологические характеристики педагога, работающего с одарёнными детьми.

Акмеологическая характеристика педагога, организующего исследовательскую деятельность одаренных школьников, представляет собой совокупность качеств и показателей, которые можно разделить на 3 группы.

Первая группа включает в себя качества, составляющие гуманистический потенциал личности педагога (доброжелательность, эмпатия, гибкость).

Во вторую группу входят профессиональные показатели: исследовательская компетентность, профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, умение организовать конструктивное взаимодействие учащихся.

Третью группу составляют: высокий интеллект, знания об особенностях возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностях, интересах, ценностной ориентации, способности к рефлексии.

Деятельность педагогов, осуществляющих обучение и сопровождение одарённых детей разворачивается в рамках сложных и уникальных учебных ситуаций: одарённый ребёнок всегда наполняет свой учебный запрос специфическим содержанием.

В связи с тем, что ребёнок ставит рекордные образовательные цели и задачи, он претендует на уникальную траекторию образовательного маршрута, у которого нет шаблонного пути осуществления. Таким образом, в ситуации работы с одарённым ребёнком или группой одарённых детей необходимо понимать, что не может существовать единого метода решения той или иной рабочей ситуации, т.е. педагогу необходимо осуществлять работу со всем разнообразием имеющегося методического и дидактического материала. Акмеологический подход в организации работы является фундаментом, на котором базируются пути решения возникающих проблем при выстраивании индивидуальной образовательной траектории ребенка.

 

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Регионального модельного центра дополнительного образования детей, тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303

Перейти к содержимому