Дистанционная программа «Как составить свою родословную» предназначена для формирования у учащихся представления о генеалогии — науке о родстве. Она помогает устанавливать происхождение индивидов и отношения родства между ними, а также изучать историю отдельных родов и их роль в жизни общества. Программа значительно расширяет общий краеведческий, историко-биографический кругозор обучающегося. Актуальность программы состоит в том, что она предполагает знакомство с историей своих родственников, изучение истории семьи, работу по составлению родословной по опубликованным и архивным материалам, способствует совершенствованию навыков самостоятельной исследовательской деятельности, а также навыков поиска, критического анализа и синтеза информации, что стимулирует освоение универсальных компетенций. Педагогическая целесообразность программы состоит в возможности поиска и исследования материалов в домашних и государственных архивах, встреч с людьми, знавшими представителей того или иного рода, работы с открытыми базами данных, методике составления родословной.
Направленность: социально-гуманитарная.
Форма занятий: дистанционная.
Площадка проведения: ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».
Срок реализации программы: 6 часов.
Цель программы: формирование у учащихся знаний по истории семьи через составление родословной.
Задачи программы:
- знание основных видов письменных историко-биографических источников и методов их исследования;
- формирование навыков классификации историко-биографических источников по их типам и видам;
- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
- владение навыками работы с различными источниками историко-биографической информации, поиска необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, сетевых ресурсах;
- владение методами источниковедческого анализа и формирование умения применять их на практике.
Планируемые результаты: изучение программы направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- знание истории своей семьи;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого и бережного отношения к своей биографии, осознание необходимости изучения родословной;
- формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.
Метапредметные результаты:
- овладение умением работать с источниками, анализировать, оценивать и преобразовывать, интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- развитие готовности слушать собеседника, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, умения в дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Предметные результаты:
- понимать современные тенденции в исторической науке, в её специфике, методах исторического познания и роли исторической науки в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- умение применять исторические знания в общественной деятельности, поликультурном общении;
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями.
Участники: учащиеся 10–11 классов общеобразовательных организаций Тамбовской области.
Количество участников: 60 человек.
Возраст участников: 16–18 лет.
Отбор на образовательную программу осуществляется по модели Образовательного Центра «Сириус» в соответствии с заявленными для программы критериями и общими критериями отбора РЦОД «Космос»: мотивационное письмо (эссе) не более 2000 знаков.
Авторы-составители:
Акользина Марина Константиновна, к.и.н., доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Стрекалова Наталья Валерьевна, к.и.н., доцент, заведующий кафедрой истории и философии ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
15.04.2024 с 16:00 до 18:00
16.04.2024 с 16:00 до 18:00
23.04.2024 с 16:00 до 18:00