Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хищные птицы России» имеет экологическую и практическую направленность и знакомит обучающихся с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между педагогами и обучающимися; ценностного и нормативного компонента.
Программа имеет естественнонаучную направленность и способствует:
формированию познавательных интересов с элементами учебно-исследовательской ориентации;
расширению и углублению знаний в орнитологии;
развитию творческих способностей детей в научной деятельности, формированию необходимых навыков для исследовательской работы;
выявлению одаренных детей, их адаптацию в научно- исследовательской, экспериментальной деятельности;
созданию условий для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности;
формированию бережного отношения к природе, разумному использованию научных и технических достижений на благо природы и человека.
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося разнообразный мир хищных птиц, знакомит с разными видами хищных птиц и их роли в экосистеме – важная составляющая экологической культуры. Программа построена так, что дети, пополняя и актуализируя представления о птицах, их повадках и образе жизни формируют бережное отношение к птицам. У детей развиваются учебные умения практического и исследовательского характера. Кроме этого, программа предполагает ознакомление с техникой обучения ловчих птиц при охоте, изготовление сокольничей амуниции.
Направленность: естественнонаучная
Форма занятий: очная
Площадка проведения: ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
Срок реализации программы: 144 часа
Цель программы: формирование у обучающихся познавательной активности и творческих способностей в процессе исследовательской деятельности и использование их в процессе изучения биологии и экологии
Задачи программы:
Обучающие:
- изучить биологию хищных птиц и определить их роль в экосистеме;
- изучить методы охраны редких хищных птиц;
- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения с хищными птицами;
- научить применять свои знания о хищных птицах на практике и использовать приобретенные компетенции в повседневной жизни;
- познакомить детей с технологией изготовления сокольничей амуниции, кормушек, искусственных гнездовий, с техникой обучения ловчих птиц при охоте;
- расширить знания по орнитологии, познакомить детей с условиями жизни хищных птиц в естественных и домашних условиях, с охраняемыми птицами, вошедшими в Красную книгу;
- научить работать с дополнительной литературой, извлекая из нее интересные и необходимые факты, оформлять и защищать исследовательскую и проектную работу;
Развивающие:
- развивать эмоционально доброжелательное отношение миру хищных птиц, нравственные и эстетические чувства;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с хищными птицами как частью природы;
- развивать познавательные интересы и способности к научным исследованиям в процессе работы с живыми хищными птицами;
- развить интерес к изучению и охране хищных птиц Тамбовской области;
- научить обобщать, систематизировать и анализировать полученные результаты исследований;
- создать благоприятные условия для ряда познавательных и научно-исследовательских умений с целью возможности участия в конкурсах различного уровня;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы;
- способствовать формированию навыков успешного публичного выступления как основной составляющей коммуникативной культуры.
Воспитательные:
- формирование у детей заботы и бережного отношения к птицам;
- воспитать в ребенке духовно-нравственные качества: любовь к птицам через прямое общение с ними;
- воспитывать стремление помочь крылатым друзьям в зимний период, желание бороться за их сохранность;
- воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение всех правил техники безопасности;
- воспитать трудолюбие, целеустремленность;
- воспитать усидчивость в научно-исследовательской работе;
- привить основы культуры труда;
- сформировать у детей уважительное отношение к профессии орнитолога, понятие значимости трудовой деятельности орнитологов.
Планируемые результаты:
К концу освоения программы обучающиеся будут знать:
- многообразие и биологию хищных птиц, основные виды хищных птиц своего региона, виды, занесенных в Красную книгу;
- методы охраны редких хищных птиц, основные методы учета птиц;
- важнейшие понятия в области орнитологии;
- историю возникновения и развития соколиной охоты;
- разнообразие и технику изготовления искусственных гнездовий;
- определение хищных птиц по голосам, роль пения птиц в их жизни;
- правила безопасности обращения с хищными птицами в кабинете, на экскурсиях, при работе в полевых условиях;
- о роли птиц в защите сада от вредителей.
К концу освоения программы обучающиеся будут уметь:
- обращаться с живыми хищными птицами, изготавливать сокольничью амуницию;
- самостоятельно выполнять и организовать исследования, оформлять и представлять доклады, исследовательские и проектные работы;
- использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с хищными птицами, экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- пользоваться определителями, работать с дополнительной литературой;
- работать с орнитологическим оборудованием;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений, распознавать в окружающем мире хищных птиц, которые изучали.
Участники:
В обучающей программе могут участвовать учащиеся 5-11 классов общеобразовательных организаций города Мичуринска и Мичуринского района
Количество участников:
15 человек
Возраст участников:
11-18 лет
Отбор на образовательную программу осуществляется по модели Образовательного Центра “Сириус” в соответствии с заявленными для программы критериями и общими критериями отбора РЦОД “Космос”:
необходимо предоставить информацию о результативности участия в конкурсных мероприятиях регионального и всероссийского уровней,
мотивационное письмо (эссе) не более 2000 знаков
Автор-составитель:
Протасова Екатерина Сергеевна, доцент кафедры биологии и химии Социально-педагогического института, кандидат сельскохозяйственных наук ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
Педагог:
Ламонов Владимир Владимирович, педагог Центра развития современных компетенций детей
№ | ФИО | Муниципалитет |
1. | Авдеева Маргарита Романовна | г. Мичуринск |
2. | Агинян Максим Татуилович | г. Мичуринск |
3. | Гладышева Лидия Сергеевна | г. Мичуринск |
4. | Гладышева Татьяна Сергеевна | г. Мичуринск |
5. | Дмитриев Иван Вадимович | г. Мичуринск |
6. | Илларионова Ангелина Александровна | г. Мичуринск |
7. | Затомская Юлия Константиновна | г. Мичуринск |
8. | Лубянкина Анжелика Денисовна | г. Мичуринск |
9. | Местюкова Валерия Сергеевна | г. Мичуринск |
10. | Немцова Диана Витальевна | г. Мичуринск |
11. | Рожкова Екатерина Дмитриевна | г. Мичуринск |
12. | Смагина Мария Андреевна | г. Мичуринск |
13. | Соловьева Валерия Андреевна | г. Мичуринск |