Специалистами-филологами давно поставлен вопрос о концептуальном значении зарубежной литературы в современном школьном образовании. Констатирована необходимость целенаправленного и последовательного включения лучших произведений западноевропейской и американской литератур в новейшие учебные программы, прежде всего, в связи с изменением в 2021-2022 уч.г. КИМ ЕГЭ по литературе, существенным расширением и дополнением основного перечня художественных текстов, привлекаемых учащимися при подготовке к итоговому сочинению. Однако количество часов, предусмотренных основными учебными программами для освоения зарубежной классики на уроках литературы или иностранного языка, настолько мало, что возникает объективная потребность в разработке дополнительных (факультативных, элективных) программ, направленных на формирование у современных школьников общих представлений об этапах развития зарубежного литературного процесса, наиболее значимых художественно-эстетических явлениях, о творчестве выдающихся писателей-классиков, в том числе повлиявших на становление русской литературной традиции.
Направленность: социально-гуманитарная
Форма занятий: дистанционная
Срок реализации программы: 6 часов
Цель программы: формирование общих представлений о закономерностях зарубежного литературного процесса, о генезисе и этапах становления наиболее значительных художественных явлений, о творчестве крупнейших зарубежных писателей (на примере английской литературной традиции), проблематике и поэтике их произведений
Задачи программы: содействие в подготовке учащихся к итоговому сочинению, ЕГЭ по русскому языку и литературе; осуществление сравнительно-сопоставительного анализа произведений отечественной и зарубежной литератур; обучение основным методам и приёмам комплексного анализа произведений зарубежной литературы
Планируемые результаты:
В результате освоения программы учащиеся будут знать: специфику историко-культурных процессов, идеологические, философские, социологические и психологические факторы развития национальных литератур; проблемно-тематический и жанровый диапазон классической литературы; особенности рефлексии злободневных проблем в творчестве наиболее значительных зарубежных писателей.
Учащиеся будут уметь: применять актуальные методы исследования художественного текста; использовать релевантные историко-литературные и теоретико-литературные категории, термины и понятия; формулировать аргументированные умозаключения и выводы; творчески применять полученные знания в разных видах практической деятельности: исследовательской, проектной, культурно-воспитательной; выстраивать толерантные отношения в коллективе с учётом социальных, этнических, конфессиональных, культурных и иных различий.
Учащиеся будут владеть: навыками всестороннего комплексного анализа классических литературных произведений; навыками ведения корректной научной дискуссии; навыками организации самостоятельной работы в разных видах практической деятельности: исследовательской, проектной, культурно-воспитательной.
Образовательная программа “Читаем зарубежную литературу вместе”
Участники:
В обучающей программе могут участвовать учащиеся 9-11 классов общеобразовательных организаций Тамбовской области
Количество участников:
60 человек
Возраст участников:
15-18 лет
Отбор на образовательную программу осуществляется по модели Образовательного Центра “Сириус” в соответствии с заявленными для программы критериями и общими критериями отбора РЦОД “Космос”:
необходимо предоставить информацию о результативности участия в конкурсных мероприятиях регионального и всероссийского уровней,
мотивационное письмо (эссе) не более 2000 знаков
Автор-составитель:
Платицына Наталья Игоревна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы факультета филологии и журналистики ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
• 5 сентября: с 15:00 до 18:00
• 6 сентября: с 15:00 до 18:00