Меню Закрыть

Дистанционная программа «Генетика человека»

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Генетика человека» (далее – Программа) имеет естественно-научную направленность. Программа предназначена для формирования у учащихся представлений в области медицинской генетики, разработки современных методов генной терапии, синтеза знаний в области генетики и экологии
человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека с точки зрения генетики.

Направленность: естественнонаучная.
 

Форма занятий: дистанционная.

Площадка проведения: ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».

Срок реализации программы: 6 часов.

Цель программы: Основная цель Программы – углубленно изучить вопросы одного из
разделов общей биологии «Генетика человека».

Задачи программы:

  •  Изучить основные методы генетических исследований
    наследственности человека, составления родословной семьи, причины
    мутаций, профилактики наследственных заболеваний, вопросы генетики
    пола и связь половых хромосом с эволюцией человека.
  •  Рассмотреть вопросы реализации генетической программы человека
    и влияние на нее среды обитания и социальных факторов.
  • Расширить практические знания и умения при решении генетических
    задач на признаки, сцепленные с полом, на наследование групп крови
    человека.
  •  Развить познавательную активность учащихся для самостоятельного
    изучения таких разделов генетики человека, как иммуногенетика, генная
    инженерия, евгеника, биоэтика и другие.
  • Способствовать определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение в дальнейшем
    биологических и медицинских специальностей.

Планируемые результаты:
Изучение Программы направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  •  Способности оценивать вклад российских ученых в становление
    и развитие генетики как компонента естествознания;
  •  Формирование способности определять собственную позицию по
    отношению к явлениям современной жизни и объяснять её;
  • Формирование мировоззрения, соответствующего современному
    уровню развития науки генетики, представлений о взаимосвязи развития
    методов и теоретических обобщений в генетике как важнейшей отрасли
    естествознания;
  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного
    образа жизни, бережного, ответственного и компетентного отношения к
    собственному физическому и психическому здоровью, ценности правил
    индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
    ситуациях природного и техногенного характера.

Метапредметные результаты:

  •  способность использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализ, синтез, классификация, обобщение), раскрывать смысл ключевых генетических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, составляющих основу генетических исследований; 
  • строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения;
  • овладение различными модельно-схематическими средствами для представления существенных связей и отношений в изучаемых объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в информационных источниках;
  •  умения при организации и проведении учебно-исследовательской и проектной деятельности по генетике: выявлять и формулировать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, систематизировать и структурировать материал;
  • наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, анализировать собственную позицию, относительно достоверности получаемых в ходе эксперимента
    результатов;
  •  способность вести поиск информации в различных источниках (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать, оценивать информацию и по мере необходимости преобразовывать её; 
  • приобретение опыта использования информационно-коммуникационных технологий, совершенствование культуры активного использования различных поисковых систем;
  • умение использовать и анализировать в процессе учебной исследовательской деятельности получаемую информацию в целях прогнозирования распространенности наследственных заболеваний в последующих поколениях;
  •  способность принимать активное участие в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (задавать вопросы, высказывать суждения относительного выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников дискуссии);
  •  умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;
  •  использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей;
  •  корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учетом новых знаний об изучаемых объектах;
  • умения выбирать на основе генетических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Предметные результаты

  • умение применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo saрiens;
  • давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека;
  • решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
  • составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений.

Участники: учащиеся 9-11 классов общеобразовательных организаций Тамбовской области.

Количество участников: 60 человек.

Возраст участников: 14–18 лет.

Отбор на образовательную программу осуществляется по модели Образовательного Центра «Сириус» в соответствии с заявленными для программы критериями и общими критериями отбора РЦОД «Космос»:

  • информация о победах в мероприятиях, проводимых в рамках областных конкурсов;
  • наличие документального подтверждения систематического участия в некоммерческих конкурсных мероприятиях различного уровня по выбранному направлению, в том числе входящих в областной календарь мероприятий министерства образования и науки области;
  • документальное подтверждение участия в профильных сменах и мероприятиях Образовательного центра «Сириус» (г. Сочи).

Автор-составитель: 

Гончаров Александр Геннадьевич,
доцент кафедры биологии и
биотехнологии ФГБОУ ВО
«Тамбовский государственный
университет имени Г.Р. Державина»

15.05.2024 с 16:00 до 18:00
16.05.2024 с 16:00 до 18:00
17.05.2024 с 16:00 до 18:00