Меню Закрыть

Часто задаваемые вопросы

Вопрос 

Здравствуйте. Мои ученики на протяжении трех лет участвовали в региональной олимпиаде обучающихся в системе дополнительного образования. Но в этом году олимпиада проходит в совсем другом формате – в дистанционном режиме. Будут ли ребята ощущать эту принципиальную разницу, и каким образом это скажется на оценке работ и выступлений?

Татьяна К.
9.04.2021

Ответ

Добрый день, Татьяна. Действительно, в этом году изменился формат проведения региональной олимпиады обучающихся в системе дополнительного образования, ставшей уже традиционным событием для нашего региона. Прежде всего необходимо отметить, что в связи с дистанционным форматом мы не увидим участников олимпиады на нашей площадке, поэтому члены жюри будут оценивать видеоматериалы, присланные участниками в Оргкомитет: защиту исследовательских работ и выступления, подготовленные для практического тура. Олимпиада проводится по традиционным номинациям: «Вокал», «Хореография», «Изобразительное искусство», «Авторская поэзия и проза» (стихи и проза собственного сочинения). Участники номинации «Изобразительное искусство», кроме ссылки на видеозапись творческого процесса, предоставляют в Оргкомитет фото конкурсной работы.

Основная организационная работа сейчас проводится базовыми организациями дополнительного образования. Помимо того, что базовыми организациями проводился зональный этап олимпиады (24 марта 2021 года), теоретический тур регионального этапа (выполнение тестовых заданий) также состоится на площадках базовых организаций 22 апреля 2021 года: после выполнения участниками олимпиады тестовых заданий, они будут отсканированы и направлены в Оргкомитет для проверки.

Отвечая на Ваши вопросы, необходимо подчеркнуть, что ребята, конечно, ощущают разницу в формате проведения олимпиады, но это касается фактического хода проведения мероприятия. Критерии оценки работ остались прежними, с ними можно ознакомиться на странице олимпиады.

гагаринСтоит напомнить, что в  этом году олимпиада проводится под единой темой «Первый шаг к звездам», посвященной 60-летию полета в космос Ю.А. Гагарина.

В настоящее время члены жюри олимпиады уже приступили к оценке конкурсных материалов. Дистанционный формат проведения олимпиады не помешал сохранить географию участников: в региональном этапе олимпиады участвуют 43 обучающихся образовательных организаций из 7 городов (Кирсанов, Котовск, Мичуринск, Моршанск, Рассказово, Тамбов, Уварово) и 12 районов области (Жердевского, Инжавинского, Мичуринского, Мордовского, Моршанского, Первомайского, Пичаевского, Рассказовского, Староюрьевского, Тамбовского, Токаревского, Уваровского).

Подведение итогов олимпиады состоится 22 апреля 2021 года после проверки тестовых заданий теоретического тура. 23 апреля 2021 года на странице олимпиады будет опубликован итоговый протокол по результатам проведения трех туров.

Победитель и призеры по каждой номинации Олимпиады будут награждены дипломами I, II и III степени управления образования и науки области. Кроме того, победителям олимпиады будут вручены гранты управления образования и науки области.

Информация о дате и времени вручения дипломов и грантов будет сообщена дополнительно.

Желаем удачи всем участникам региональной олимпиады обучающихся в системе дополнительного образования «Первый шаг к звездам»!

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист, тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303

Вопрос 

Здравствуйте, поясните, пожалуйста, что представляет собой государственный реестр для одаренных детей? Мой сын является региональным призером математической олимпиады  имени Леонарда Эйлера, и наш классный руководитель сообщил, что информация о достижении моего ребенка будет внесена в государственный реестр.

С уважением, Екатерина Николаевна
26 февраля 2021 года

Ответ

Добрый день, Екатерина Николаевна. Дело в том, что для ответа на Ваш вопрос необходимо немного рассказать об истории появления государственного ресурса об одаренных детях.

Прежде всего скажем, что 22 декабря 2014 года был основан Образовательный фонд «Талант и успех». Его создали известные учёные (Станислав Смирнов и Иван Ященко), деятели культуры (Светлана Захарова, Сергей Ролдугин и Юрий Темирканов) и спортсмены (Александр Горшков и Валерий Каменский). Попечительский совет фонда возглавил президент России – Владимир Владимирович Путин.

В 2015 году образовательным Фондом «Талант и успех» создан Образовательный центр «Сириус». Ежемесячно в Центре  проходят подготовку около 800 детей из всех регионов России, которые проявили выдающиеся способности или добились успеха в разных областях естественных и гуманитарных наук, искусств и спорта, и более сотни сопровождающих их преподавателей и тренеров, повышающих в центре свою квалификацию. Проезд и пребывание в «Сириусе» для детей являются бесплатными.

Это – первая часть ответа на Ваш вопрос. Теперь перейдем к сути вопроса. Для того, чтобы систематизировать информацию о детях, проявивших выдающиеся способности, и иметь возможность учитывать их достижения при наборе участников образовательных смен в Центр «Сириус», Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №1239 были утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития.

В соответствии с пунктом 6 Правил Образовательный Фонд «Талант и успех» осуществляет организацию выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности.

Выявление одаренных детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

Перечень таких мероприятий утверждается ежегодно приказом Министерства просвещения Российской Федерации на очередной учебный год, а результаты мероприятий перечня (сведения о победителях и призерах) вносятся в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности.

Министерством просвещения определен Порядок формирования и ведения информационного ресурса (утвержден приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2016 года №424).

Государственный информационный ресурс включает информацию, имеющуюся в распоряжении организаторов конкурсных мероприятий, а информационные технологии, позволяют осуществлять процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска сведений о детях, предоставления информации о детях организаторам мероприятий и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в которых дети получают образование, включая дополнительное образование.

В информационный ресурс включаются сведения о мероприятиях, победителях и призерах этих мероприятий.

Информация вносится операторами, утвержденными специальным приказом (в нашем случае – управления образования и науки региона), с соблюдением строгой конфиденциальности.

Тот факт, что Ваш сын стал региональным призером математической олимпиады имени Леонарда Эйлера, является поводом для внесения данных о Вашем ребенке в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности.

Эти данные будут учитываться организаторами образовательных смен Центра «Сириус» (например, количество баллов, набранных на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников) для внесения учащихся в списки претендентов на участие в образовательной смене.

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист, тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303

Вопрос 

Добрый день, коллеги. Сейчас стало модным говорить о развитии «эмоционального интеллекта». Почему так важно развивать эмоциональный интеллект? И каким образом это может помогать в развитии одаренного ребенка?

Михаил Владимирович
22.01.2021

Ответ

эмоции

Уважаемый Михаил Владимирович, спасибо за Ваш вопрос. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence, или Emotional Quotient) – это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией. Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект.

В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является также отмечаемая сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание.

Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно.

Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских способностей. Но с точки зрения совершенствования значительно более важной является другая особенность творческих людей – способность наслаждаться творчеством.

На вопрос Михаила Владимировича: «Почему так важно развивать эмоциональный интеллект?» ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией.

Алекситимия – затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка. Эмоционально интеллектуальный человек осознает все свои эмоциональные состояния, даже негативные, разочарование, грусть или злость, и способен идентифицировать их и управлять ими для эффективного решения задач.

Очень важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему;
  • эффективно общаться и принимать конструктивные решения.

Несколько слов необходимо сказать и о системе диагностики эмоционального интеллекта, существующей на сегодняшний день. Поскольку психология эмоционального интеллекта развивается в основном за рубежом, ее диагностический аппарат также предстаёт в виде иностранных методик, зачастую не адаптированных и не переведенных на русский язык. Тем не менее зарубежные методы измерения эмоционального интеллекта заслуживают внимания отечественных специалистов, потому как перспективной задачей развития этой научной области является адаптация имеющихся наработок к российским условиям.

В настоящее время существует 3 группы методик эмоционального интеллекта:

1.Методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта.

2.Методики, основанные на самоотчете и самооценке испытуемых.

3.Методики — «мульти-оценщики», то есть тесты, которые должен заполнить не только испытуемый, но и 10-15 знакомых ему людей (так называемых «оценщиков»), проставляющих баллы его эмоциональному интеллекту.

Например, многофакторная шкала эмоционального интеллекта MEIS относится к первой группе методик. Она разработана в 1999 году Дж. Мейером, П. Саловеем и Д. Карузо. MEIS представляет собой письменный тест, в котором есть верные и неверные варианты ответов. MEIS содержит несколько видов задач, которые должен решить испытуемый: задачи на распознавание эмоций, задачи на умение описывать собственные эмоции, задачи на понимание состава и взаимосвязи различных эмоций, а также задачи на способности управления эмоциями.

Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

В отечественной практической психологии существует немало наработок в области эмоционального развития ребенка, повышения его рефлексии, эмпатии и саморегуляции.

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист, тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303

Вопрос 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Поясните, пожалуйста, какую роль играет акмеология и акмеологический подход в сопровождении одаренных детей.

С уважением, Надежда
11.01.2021

Ответ

 Уважаемая Надежда, чтобы ответить на Ваш вопрос необходимо разобраться с понятием «акмеология». В чём особенности акмеологического подхода в образовании?

Акмеология (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) – раздел психологии развития, исследующий изучение закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Советский и российский учёный и педагог в области психологии, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Анатолий Алексеевич Деркач так говорил о сущности акмеологического подхода в образовании: «Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень взросления, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый».

Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания обучающихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.

Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном процессе очевидна, поскольку общество ожидает от педагога, что его ученики, став выпускниками, будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития.

Акмеологическими условиями организации исследовательской деятельности одарённых школьников являются внешние (организационно-методические, психолого-педагогические, кадровые) и внутренние (природные способности, соответствующий уровень мотивации, адекватность самооценки школьника; способность и готовность педагога к организации исследовательской деятельности) условия.

В качестве критериев оценки эффективности исследовательской деятельности одаренных школьников выступают уровень развития познавательного интереса, наличие мотивации к исследовательской деятельности, степень самостоятельности, уровень развития познавательных процессов, уровень сформированности исследовательских знаний и умений, степень активности и включенности в исследовательскую деятельность.

В рамках нашей консультации необходимо особо отметить акмеологические характеристики педагога, работающего с одарёнными детьми.

Акмеологическая характеристика педагога, организующего исследовательскую деятельность одаренных школьников, представляет собой совокупность качеств и показателей, которые можно разделить на 3 группы.

Первая группа включает в себя качества, составляющие гуманистический потенциал личности педагога (доброжелательность, эмпатия, гибкость).

Во вторую группу входят профессиональные показатели: исследовательская компетентность, профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, умение организовать конструктивное взаимодействие учащихся.

Третью группу составляют: высокий интеллект, знания об особенностях возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностях, интересах, ценностной ориентации, способности к рефлексии.

Деятельность педагогов, осуществляющих обучение и сопровождение одарённых детей разворачивается в рамках сложных и уникальных учебных ситуаций: одарённый ребёнок всегда наполняет свой учебный запрос специфическим содержанием.

В связи с тем, что ребёнок ставит рекордные образовательные цели и задачи, он претендует на уникальную траекторию образовательного маршрута, у которого нет шаблонного пути осуществления. Таким образом, в ситуации работы с одарённым ребёнком или группой одарённых детей необходимо понимать, что не может существовать единого метода решения той или иной рабочей ситуации, т.е. педагогу необходимо осуществлять работу со всем разнообразием имеющегося методического и дидактического материала. Акмеологический подход в организации работы является фундаментом, на котором базируются пути решения возникающих проблем при выстраивании индивидуальной образовательной траектории ребенка.

 

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист, тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303

Вопрос

Добрый день, подскажите, каким образом наиболее целесообразно содействовать развитию художественной одаренности в детском саду?

С уважением, Виктория Владимировна Сергеева, воспитатель.
14.12.2020

Ответ

Уважаемая Виктория Владимировна, спасибо за Ваш вопрос!

дети-рисуютРаннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их приоритетных задач современной системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов и воспитателей для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, может привести к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.

Главная сложность в понимании и оценке проявления какой-либо одаренности в годы детства заключается в том, что необычные проявления ребенка могут быть чем-то временным, спонтанным и связанным только с определенной порой жизни. Самая существенная задача – увидеть в признаках одаренности у детей  то, что относится к свойствам возраста и является происходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться.

Педагогическая практика показывает, что главные задачи дошкольных образовательных учреждений по-прежнему ориентированы на «среднего» дошкольника, на накопление знаний, умений, навыков, шаблонов и стереотипов.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Способности развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребенок дошкольного возраста, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря –  приносить радость, удовлетворение.

Развитие художественной одаренности предполагает два обязательных этапа:

овладение спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего;

приобщение к миру общечеловеческих ценностей через опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценку произведений искусства.

Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:

приобщая детей к искусству мастеров;

организуя творческую (авторскую) деятельность детей.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Одаренные дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов»  – это высокая познавательная потребность.

Натан Семенович Лейтес, советский и российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук, профессор,  описал эту невероятную потребность одаренных детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одаренного ребенка».

Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников могут оказать сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Применяя разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальцевая живопись, печатка, монотипия, набрызг, рисование по мокрой бумаге, рисование свечой, кляксография и пр. Вы будете содействовать развитию воображения. Ваши занятия должны быть свободным творческим процессом, где нет слова «нельзя».

Для того чтобы детские рисунки получились выразительными, Ваши занятия могут сопровождаются мелодичной музыкой, которая позволит детям расслабиться и насладиться ее легким звучанием. Занятия могут проходить в необычной обстановке за столами, а, возможно, Вы организуете занятие на  большом ватмане, расположенном на ковре.

Если представить, что звукам соответствуют определенные цвета, а сочетаниям звуков – определенные цветовые пятна, то можно «нарисовать музыку» в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри, соотносить цвет и музыку, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.).

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Поэтому так важно познакомить детей с разнообразными инновационными технологиями в рисовании.

Таким образом, приобщать детей дошкольного возраста к миру изобразительного искусства следует как можно раньше, создавая предпосылку для дальнейшего уже самостоятельного пути. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист, тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303

Вопрос

Добрый день. Для нас всех, по моему мнению, дистанционное обучение детей является непривычным и иногда очень трудоемким, как для педагогов, так и для родителей. Просим дать несколько советов по организации дистанционного обучения ребенка дома. И консультацию для педагога – как продуктивно организовать свой рабочий день?

С уважением, Павлова Надежда Петровна, педагог и родитель
4.12.2020

Ответ

Уважаемая Надежда Петровна, спасибо, что задаете такие важные для нас всех вопросы. Постараемся ответить по порядку.

В ситуации, когда педагоги вынуждены переходить на удаленный формат работы и менять привычное расписание, нужно подбирать новые инструменты, чтобы работать в условиях «дистанта» комфортно и эффективно. Предлагаем несколько советов для педагогов, которые, по нашему мнению, смогут помочь конструктивно подходить к организации своего рабочего дня.

  1. Необходимо разработать план работы.

Помните, что ваше время и ресурсы ограничены. Составьте список того, что нужно сделать обязательно, и того, что можно отложить. Оставьте время на рефлексию: подумайте, что получилось, а что требует корректировки.

Минпросвещения разработало  методические рекомендации по реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, также разместило  инфографику с рекомендациями для школьников и студентов учреждений среднего профессионального образования  по ведению здорового образа жизни в период каникул и дистанционного обучения.

На сайте https://edu.gov.ru/press/2214/ministerstvo-prosvescheniya-rekomenduet-shkolam-polzovatsya-onlayn-resursami-dlya-obespecheniya-distancionnogo-obucheniya  можно найти  перечень электронных ресурсов, рекомендованных Минпросвещения для обеспечения дистанционного обучения.

  1. Решите вопросы технического оснащения.

Выберите привычное и удобное устройство. Проверьте, работает ли интернет. Убедитесь, что у детей есть все необходимое для обучения онлайн.

Определите место, где будете проводить трансляции. Проверьте качество видео. Сядьте лицом к свету.  Проведите тестовое включение на друзьях или членах семьи. Заранее посмотрите, как сделать демонстрацию экрана и включить звук.

  1. Обязательно зафиксируйте учебное время.

Согласно рекомендациям  Министерства просвещения продолжительность урока не должна превышать 30 мин. Также должны соблюдаться требования СанПиН о безопасной продолжительности работы за компьютером: для 1-4 классов – это 15 минут; 5-7-х – 20, 8-11-х – 25. Оптимальное время – первая половина дня. Помните, что детям тяжело вставать по утрам, поэтому не ставьте начало занятий в 8.30. Начните уроки в 9.00–10.00. Чтобы детям было легче адаптироваться к дистанционному обучению, постарайтесь добавить элементы рутины. К примеру, ежедневные звонки в начале и конце дня. Особенно это будет полезно младшим школьникам, которым требуется больше контроля и внешней мотивации.

  1. Подготовьте учебный материал.

План работы должен быть гибким. Поделите учебный материал на обязательный и дополнительный. В Яндекс.Учебнике можно давать ученикам индивидуальные задания в зависимости от их уровня.

  1. Выберите инструменты для работы.

Если вы не пользовались сервисами и платформами дистанционного обучения, может показаться, что их очень много и выбрать невозможно. Не пытайтесь успеть все и попробовать сразу много инструментов. Лучше возьмите один и как следует в нем разберитесь. Почитайте отзывы, посоветуйтесь с коллегами или сделайте пост в сообществах учителей. Внедряйте новые инструменты постепенно.

  1. Продумайте структуру занятия.

Чтобы удержать внимание ребенка во время онлайн-урока, нужно менять активности чаще, чем обычно. Подумайте, как можно разнообразить занятие. Пусть это будет урок из нескольких коротких заданий по 5-10 минут. Так дети не заскучают и не будут отвлекаться. Если видите, что кто-то из учеников занимается посторонними делами, попросите его показать, что у него на рабочем столе. Не забудьте в начале занятий рассказать детям, как сделать демонстрацию экрана.

  1. Сделайте переменки.

Обязательная часть учебного дня – перемены между занятиями. Долгое сидение за компьютером и отсутствие активности вредно и для вас, и для учеников. Установите перерывы между занятиями. Дети должны отвлечься от учебы и подвигаться. Сделайте с учениками простую зарядку.

  1. Установите сроки выполнения задания.

Контролировать детей на дистанционном обучении сложнее, чем на обычном уроке. Установите четкие рамки, когда ученики будут выполнять задания. Часть работы школьники делают в течение часа, и вы его сразу оцените. Домашнее задание нужно сделать до завтра. Совместный проект сдаем на следующей неделе.

  1. Помните о преимуществах дистанционного обучения

Переход на удаленный формат – время, когда Вы пользуетесь новыми ресурсами и инструментами, открываете для себя возможности и пути решения проблем.

Если вам трудно, сделайте паузу. Подумайте, что вам по силам сделать сейчас. Да, нужно время на адаптацию, но у вас появится новый опыт, который обязательно пригодится, когда все карантинные мероприятия закончатся. Приемы и наработки пригодятся в будущем, чтобы разнообразить обучение или заниматься с детьми, которые не посещают школу из-за болезни или участия в соревнованиях.

дист обучение

 Несколько рекомендаций для родителей учащихся, которые обучаются в дистанционном режиме  

  1. Все мы понимаем, что дистанционное обучение невозможно, хотя бы первое время, без участия родителей. Так или иначе, вы будете вовлекаться в процесс, и это нервирует. Но успокойтесь и постарайтесь передать спокойный эмоциональный фон ребенку, это снизит его тревожность. Ведь он тоже волнуется! В первую очередь, спокойствие. Как бы банально не звучала фраза «у спокойных родителей – спокойные дети», но это – правда, и это работает.
  1. Подготовьте для ребенка рабочее место: отдельную комнату или рабочий уголок. Главное, чтобы вокруг был порядок, это настраивает на рабочий лад. Позаботьтесь о технической стороне вопроса, чтобы компьютер (планшет, телефон) был в рабочем состоянии, а интернет не подвел в ответственный момент. На случай сбоя интернета через wi-fi, выберете тариф на телефоне с безлимитным интернетом, чтобы при необходимости создать точку доступа и не пропустить ничего в процессе обучения.
  1. Зарегистрируйтесь и ознакомьтесь с образовательной платформой, которую выбрала ваша школа, заранее вместе с ребенком. Это исключит эффект неожиданности. Кстати, на некоторых платформах сразу после регистрации можно смотреть лекции и выполнять тестовые задания.
  1. Спланируйте день, составьте для ребенка расписание занятий вместе с педагогами. Старайтесь придерживаться примерно такого же распорядка дня, как и во время посещения школы. Не забудьте о перерывах: 5-10 минут между уроками и 30 минут через каждые 2-4 часа занятий.
  1. Проконтролируйте, чтобы во время занятий ребенка ничего не отвлекало. Отключите уведомления в мессенджерах и удалите домашних животных из комнаты.
  1. Подберите одежду для занятий – это позволит создать рабочую атмосферу (например, нельзя позволять ребенку заниматься в пижаме).
  1. Будите ребенка как минимум за час до начала занятий. Он должен успеть умыться и позавтракать, а также подготовиться к уроку. Самое время вспомнить про режим дня.
  1. Записывайте успехи ребенка! Это помогает мотивировать.
  1. В течение дня у ребенка обязательно должна присутствовать физическая нагрузка. Делайте зарядку, гимнастику. Не забывайте регулярно провертывать помещение. Глаза ребенка должны отдыхать от яркого монитора компьютера, поэтому очень полезно выполнять гимнастику для глаз.
  1. Будьте на связи с педагогом, задавайте вопросы учителю, если вам что-то непонятно.

 

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист, тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303

 

Вопрос

Здравствуйте! Работаю учителем. Молодой специалист. Необходимо определить одаренность детей. Каким тестами лучше воспользоваться?!

Вероника Ш., 4.10.2020 г.

Ответ

Уважаемая Вероника, спасибо за Ваш интересный вопрос.

Во-первых, стоит отметить, что универсального теста на определение одаренности ребенка не существует. Есть ряд подходов, которые мы сейчас опишем.

Во-вторых, разовое диагностическое обследование может быть объективным с позиций сегодняшнего дня, но  фиксирует уровень одаренности в данный момент и в данных условиях. Процитирую Александра Ильича Савенкова, автора учебника «Психология детской одаренности»: «…всегда ли можно по фотографии ребенка предсказать, каким будет его внешний облик, когда он станет взрослым? Построить прогноз развития на таком ненадежном материале практически невозможно. Потому-то и необходимы специальные организационно-педагогические решения проблемы диагностического обследования уровня одаренности.».

В российской педагогической психологии и образовательной практике диагностика детской одаренности строится на теоретических основаниях: проблема исследований детской одаренности фундаментально рассмотрена в материалах «Рабочей концепции одаренности», разработанной под руководством Дианы Борисовны Богоявленской, которую мы советуем Вам изучить (см. прикрепленный файл).

Наибольшей популярностью у практических психологов пользуются «Прогрессивные матрицы» Дж.Равена, тест Д.Векслера, невербальный тест Р.Кеттелла, тест Р.Амтхауэра, «Краткий тест творческого мышления» Э.П.Торренса, а также другие методики, направленные на определение эффективности функционирования познавательных процессов. Использование данных методик требует серьезной подготовки и больших временных затрат. В этом смысле выгодно отличаются компьютерная версия теста Дж.Равена и тесты креативности Э.П.Торренса и Дж.Гилфорда.

Однако, все вышеперечисленное – прерогатива деятельности школьных психологов, но, по Вашим словам, Вы работаете учителем и специального образования психолога у Вас нет. В связи с этим, необходимо отметить, что методики диагностики одаренности учащихся для педагогов качественно отличаются от методик психологов. Кроме того, интегративная оценка детской одаренности педагогом, проводимая на интуитивном уровне без автономного оценивания отдельных критериев часто оказывается более точной, чем оценка, сделанная на основе вербализации с учетом выделенных критериев.

Как педагогу, не имеющему специального образования психолога, Вам будет интересно ознакомиться (помимо «Рабочей концепции одаренности» Д.Б.Богоявленской) с точкой зрения Рензулли, Райса и Смита (Renzulli, Reis & Smiss,1981), которые указывали на три фактора, которые отличают одаренных детей:

высокий уровень способностей (проявляется, как правило, в отличной успеваемости);

высокая творческая способность (иногда проявляется в выдвижении новых идей или в способности решать проблемы/задачи нестандартными методами);

высокая мотивированность (целеустремленность), которая проявляется в упорстве, доведении начатых дел или решении задач до конца.

Таким образом, при исследовании одаренности ребенка(учащихся) Вам, как педагогу, следует обращать внимание на общий уровень успеваемости, проявлении нестандартного мышления при решении задач, проявление творческих способностей, конкурсную активность и результативность при участии в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, всероссийского и международного). Кроме того, информацию необходимо собирать из четырех основных источников: родителей, педагогов, практического психолога образовательной организации и своих собственных наблюдений.

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист, тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303

Рабочая концепция одаренности

Вопрос

Уважаемые коллеги! Все учащиеся класса обладают различной продуктивностью запоминания. И даже при очень высокой мотивации ребят и их старании, я вижу, что у некоторых из них совершенно разные возможности для запоминания новой информации. И это только третий класс начальной школы. Будет ли эта ситуация усугубляться в дальнейшем? Можно ли каким-то особенным образом специально повлиять на процессы запоминания?

С уважением, Елена Михайловна М., 7.09.2020

Ответ

Уважаемая Елена Михайловна, исследования в области нейрофизиологии памяти позволяют лучше понять механизмы ее функционирования. Давайте сначала попробуем ответить на вопрос: «Что представляет собой память с нейрофизиологической точки зрения?».

За время обучения в начальной школе происходят существенные изменения процессов запоминания:

отмечается переход от непроизвольного к произвольному запоминанию;

начинается формирование словесно-логической памяти.

Первое время после поступления в школу ребенок пользуется природными возможностями своей памяти. Ему проще механически запомнить  материал, не вникая в его смысл.

Младшие школьники учатся использовать различные способы, облегчающие заучивание. Проблема заключается в том, что они не могут самостоятельно планировать и контролировать процесс запоминания, давать себе необходимые установки. Но эти установки может успешно сформировать учитель.

Главное, что необходимо понимать всем, кто транслирует знания: эффективность запоминания зависит от степени его осознанности. Осознаваемое запоминание эффективнее механического более, чем в двадцать раз. Лучше всего запоминается информация, прошедшая сознательную обработку и/или «обработанная» с помощью различных мнемонических техник. Такой эффект наблюдается, например, при переходе воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную.

Долговременная и кратковременная память сохраняются в местах контакта межу нейронами, которые называются синапсами. При возникновении кратковременной памяти эффективность прохождения сигнала в синапсе становится временной. При долговременной памяти эффективность прохождения сигнала становится постоянной.

Если Вы хотите повлиять именно на процессы запоминания, что следует из Вашего вопроса, необходимо учесть следующее. Запоминание подчиняется нескольким закономерностям, называемым также эффектами:

эффект длины,

эффект привычности,

эффект края.

Эффект длины состоит в том, что более короткие элементы (прежде всего, слова) запоминаются лучше, чем более длинные.

Эффект привычности состоит в том, что неоднократно повторяемая информация запоминается лучше, чем однократно воспринятая.

Эффект края — явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд запоминаемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.

Хранение также подчиняется нескольким закономерностям. Перечислим эти закономерности.

Продуктивность хранения указывает на соотношение запомненной
и сохраненной информации за определенный промежуток времени.

Длительность хранения – показывает, в течение какого периода времени сохраняется информация.

Еще один эффект хранения информации в памяти называется интерференция. Это влияние одной информации на хранение другой.

Забывание также является нормальным активным процессом, который подчиняется своим закономерностям, а не просто линейной последовательной утратой информации. Наибольшая потеря информации происходит сразу же после ее запоминания, в дальнейшем этот процесс происходит медленнее.

Примерно через час после запоминания забывается около 56% информации.

Елена Михайловна, мы предлагаем Вам ознакомиться с литературой, которую мы перечислим ниже, а затем освоить вместе с ребятами элементы мнемонических приемов в процессе обучения.

На ограничения, которым подчиняется память, можно повлиять при помощи мнемонических приемов для лучшего запоминания информации различного рода. Это могут быть цифры, даты, тексты, понятия и термины.

Цифры, даты и различные события, связанные с ними, можно запоминать с помощью ассоциаций с другими значимыми цифрами.

Мнемотехники могут быть основаны на поиске ярких ассоциаций, которые будут соединены с запоминаемой информацией. Тексты можно заучить в виде рифмованных строк, которые также способствуют запоминанию. Этим же методом можно запоминать цифры. Термины и понятия могут стать лёгкими для запоминания при условии использования такой техники, как созвучие.

Главное, что необходимо учесть – процесс забывания является нормальным, и Ваши ученики ни в коем случае не должны концентрироваться на мысли: «У меня плохая память». Подобные мысли являются деструктивными и создают ненужные психологические «блоки» в поведении ребенка, что может наихудшим образом повлиять на процессы запоминания в дальнейшем.

Позитивный настрой и техники развития памяти обязательно помогут повысить эффективность процессов запоминания.

Рекомендуемая литература:

  1. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. М., 2007.
  2. Лорейн Г., Лукас Дж. Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти. М., 2014.
  3. Норман Д. Память и научение. М, 1985
  4. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2006.

 

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист, 8(4752)42-95-30, доб.1303

Вопрос

Доброго времени суток. Мой ребенок учится в 7-м классе и уже постоянно говорит о своих проектах и исследованиях. Какую роль выполняют эти проекты с обучающей точки зрения помимо творческой?

Краснянова С.В., родитель
25.06.2020

Ответ

Приветствуем нового участника нашей дискуссии в методическом консультационном пункте! Мы всегда очень рады новым вопросам, которые приходят на нашу почту odardeti68@yandex.ru

Отвечая на Ваш вопрос, прежде всего скажем, что и родители, и педагоги должны понимать, что проектирование – это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках. А вот именно исследование – это творчество «в чистом виде». Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе и допускает бесконечное движение.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в процессе обучения, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, а, следовательно, можно и нужно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане педагогам важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

В современной литературе нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проектное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя между ними есть существенная разница. Первым шагом на пути поиска сходства и различий между вышеназванными понятиями должно быть обращение к их общепринятому содержанию, фиксирующемуся в обыденных представлениях. Начнем с понятий «проект» и «проектирование».

Слово «проект» происходит от латинского «ргоjectus», что означает «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.

Что же мы можем сказать об исследованиях? Слово «исследование» понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование – это изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – поиск истины, а проектирование – решение определенной, заранее запланированной задачи. Другое дело, что учащиеся под руководством педагога могут выполнить исследовательский проект. Исследование с заранее поставленной задачей и спрогнозированным результатом.

Актуальность овладения учащимися основами проектирования обусловлена тем, что проектная деятельность имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Овладение технологией и логикой проектной деятельности в школьный период может стать одним из факторов развития социальной активности учащихся, а также в дальнейшем может обеспечить конкурентоспособность на рынке труда.

Достижение успеха во многом зависит от способности человека организовывать свою жизнь как проект: необходимо определить перспективу развития, далее наметить план действий, которые предстоит осуществить и, осуществив его, оценить, насколько удалось достичь поставленных целей. Результаты некоторых исследований показали, что большая часть современных лидеров в бизнесе, спорте, политике и искусстве – это люди, которые обладают проектным типом мышления.

С точки зрения образования важно, что проектный метод может являться достаточно эффективным инструментом развития интеллектуальных способностей, личностных компетенций и креативности ребенка в процессе обучения.

В настоящее время у Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей накапливается опыт сопровождения проектной деятельности учащихся в условиях тесного взаимодействия с Образовательным центром «Сириус» и Фондом «Талант и успех»: в рамках Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» учащиеся общеобразовательных организаций Тамбовской области проходят отбор и представляют свои проекты перед компетентным жюри.

 

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист

Вопрос

Уважаемые организаторы методического консультационного пункта. В прошлой статье вами была дана почти исчерпывающая характеристика применения метода интеллект-карт для развития креативности детей и подростков. Но хотелось бы задать вопрос. Почему именно сейчас понятие «креативность» стало настолько популярным? В чем ключевая разница между развитием креативности и традиционным процессом обучения, который тоже дает свои неплохие результаты, о чем говорят достижения учащихся традиционных школ.

С уважением, Константин Вешняков
11.06.2020

Ответ

Уважаемый Константин, работа нашего консультационного пункта предполагает, прежде всего, методическую составляющую. Однако, для ответа для Ваш вопрос, нам необходимо немного углубиться в терминологию, чтобы оперировать понятиями, которые ярко иллюстрировали бы креативность как способность личности искать и создавать оригинальные идеи.

В настоящее время креативность изучается в разных концепциях и порождает множество споров. В 80-х годах ХХ века американский психолог Ф. Баррон выявил несколько общих фактов о творческой креативности – готовность к риску, предприимчивость, создание нового. Специфическими свойствами креативного процесса являются его оригинальность, состоятельность, валидность и адекватность поставленной задаче. Креативные продукты могут быть различны по своей природе: это может быть новое решение в математике или физике, открытие нового химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, или даже создание новой философской системы. Фрэнк Баррон считал, что «творческие люди отличаются особенной наблюдательностью, и они, намного больше, чем другие люди способны более точно оценивать наблюдаемое».

Человек – главный творец креативности, который создает мир культуры, науки, искусства в процессе своей деятельности. Карл Юнг писал о том, что творчество разделяется на два вида: психологическое и визионерское. Первое отвечает за работу сознания. Второе – выражает первообразы бессознательного. Существование сознательных и бессознательных составляющих в процессе креативности означает способность к выражению приходящих из бессознательного идей. Это и есть ни что иное, как путь, ведущий к креативному процессу.
Образовательный процесс, направленный на проявление креативного мышления в разных областях знаний, позволяет создать соответствующий окружающий социум. И если мы сейчас вернемся к вопросу Константина о разнице между формированием креативного мышления и традиционным обучением, то можем ответить, подведя итог: креативное мышление – это работа с изменением стереотипов мышления.

Качественное образовательное событие – держится на интересе учащихся к предмету. Педагогический словарь Б.М.Бим-Бада дает следующую трактовку: «Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности». В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами современное образование должно не только поддерживать познавательный интерес, но и стимулировать проявления креативности учащихся. Необходимо еще раз подчеркнуть, что креативность развивается в ходе творческой деятельности, в процессе которой ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от самой деятельности, так и от ее итога. Креативная личность в настоящее время – это конкурентоспособный ученик, а в будущем – специалист, уникальный в своей профессиональной деятельности.

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист

Вопрос:

Сейчас очень часто упоминается такое качество как «креативность», особенно, когда речь идет о конкурентоспособных  и эффективных работниках самых разных сфер. Существуют ли способы влияния на развитие кративности ребенка? Можно ли каким-то образом ускорить процесс формирования креативности или сделать его более эффективным?

 Оксана Константиновна М.,
учитель начальных классов

 Ответ

Добрый день, Оксана Константиновна. Ваш вопрос очень важен, и для начала нам нужно разобраться с понятием «креативность». Исследования психологов показывают, что креативность и интеллект являются разными понятиями, так как люди с высоким уровнем интеллекта не всегда обладают креативностью. По мнению А. Маслоу, свойства творческой личности  являются врожденными, однако они могут теряться в процессе взросления  под влиянием образовательной и социальной систем. Креативность представляет собой интегративное качество, которое проявляется в способности личности искать и создавать оригинальные идеи, отличающиеся от  уже созданных по стандартным нормам и правилам. Каждый человек, непосредственно связанный с творчеством знает, что креативное мышление – это путь к неповторимости и оригинальности в любом виде деятельности.

Российским ученым Д.Б. Богоявленской была выведена формула измерения творчества, которую она интерпретировала как «интеллектуальную инициативу». Основную роль в становлении творческого поведения личности играют различного рода мотивации, определенные ценности, личностные черты человека. К списку прямых особенностей творческого мышления относятся: когнитивная одаренность личности, некая «чувствительность» к решению проблем, а также определенная независимость во всех сложных жизненных обстоятельствах.

Необходимо подчеркнуть, что креативность развивается в ходе творческой деятельности, в процессе которой ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от самой деятельности, так и от ее итога.  В ходе творчества ребята способны воплотить свое собственное представление о ценностях и проявить индивидуальные качества.

Существуют самые разные методики раскрытия потенциала креативности у обучающихся всех возрастов: от дошкольного до старшего школьного. Мы предлагаем вспомнить о методе интеллект-карт, созданном американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями. Возможности, которые предоставляют интеллект-карты, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным  и креативным. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

В начале занятия с интеллект-картами лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его.

В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки нужно дорисовать к «главной идее» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждую ветвь нужно подписать. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви.

На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова. Ключевые слова нужно писать очень разборчиво печатными буквами. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть  снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры).

Различными стрелками отмечаются связи между различными идеями. Развитие креативности ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, который можно рекомендовать в том числе приславшей вопрос в наш консультационный пункт Оксане Константиновне – учителю начальных классов.

Приведем слова автора метода интеллект-карт – Тони Бьюзена, которые лучше всего иллюстрируют главную идею метода: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль, могут быть представлены в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это — то, что мы называем памятью, т.е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времен, будь они в состоянии эти карты увидеть».

 

рисунок 1

Рис. 1. Пример интеллект-карты по русскому языку.

 

рисунок 2

Рис. 2. Пример интеллект-карты по истории.

 

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист

Вопрос 

Добрый день, подскажите, как можно распределить грамотно время ребенка на время режима самоизоляции?

С уважением, Татьяна Пчелинцева

Ответ 

На сегодняшний день существует множество техник, как рационально управлять своим временем.  Есть даже такое направление в психологии – тайм-менеджмент. Вот несколько способов, как можно помочь ребенку, да и взрослому, грамотно распределить свое время.

  1. В начале каждой недели и каждого дня в специально отведённое время планируйте необходимую работу. Запланированное по степени значимости распределяйте по трём категориям.
  2. Заведите специальный календарь для планирования.
  3. Проводите временной анализ своего дня, находите резервы.
  4. Старайтесь заниматься только одним делом, пока не завершите его.
  5. Читайте, смотрите, слушайте только самое необходимое.
  6. Работая с информационным источником, не откладывайте его в сторону, пока не примете решение и не сделаете что-либо.
  7. Существует правило «80/20»: 80% результатов получается с помощью 20% усилий (принцип Парето). Тратьте большую часть времени на эти 20% усилий.
  8. Записывайте данные обещания и события, которые надо запомнить.
  9. Носите всегда с собой блокнот и ручку.
  10. Когда вам нужна тишина, скажите об этом окружающим.
  11. Освойте методику скорочтения.
  12. Бегло просматривайте заголовки и заключения.
  13. Никогда не теряйте первый час своего рабочего времени.
  14. Определите пик энергии для своего рабочего дня и решайте самые сложные проблемы именно в это время.
  15. Почувствовав усталость, сделайте перерыв.
  16. Сразу вычёркивайте из своего календарного планирования пункты, которые выполнили.
  17. Все необходимые вещи кладите на одно и то же место.

Вопрос:

В настоящее время проводятся конкурсы, в рамках которых необходимо выступать перед экспертной комиссией – защищать свою исследовательскую работу, проект. Насколько владение ораторским искусством влияет на результат такого рода конкурсов? Можно ли этому обучиться и что делать, если нет врожденного дара оратора?

Дарья Сергеевна Нефедова

Ответ:

Уважаемая Дарья Сергеевна, безусловно, владение навыками ораторского мастерства определенным образом влияет на успех защиты любого проекта. Кроме того, навыки публичного выступления обязательно пригодятся в будущем для успешного продвижения креативных идей нового поколения специалистов самых разных сфер науки, искусства, эффективного менеджмента. Публичные выступления относятся к коммуникативным универсальным учебным действиям. Популярные сегодня профессиональные Soft skills («гибкие навыки») позволяют человеку быть успешным независимо от направления, в котором он работает.

Soft skills – это, в том числе, межличностное общение, умение вести переговоры и выступать перед публикой. Отвечая на Ваш второй вопрос, необходимо подчеркнуть, что психологи отмечают: людей, которые абсолютно неспособны к публичным выступлениям, практически нет. Основная причина неуспеха — это внутренний страх, который связан, в первую очередь, с неуверенностью в себе и низкой стрессоустойчивостью.

Навыки публичного выступления предполагают живой интерактивный диалог с аудиторией. Важно не только то, что человек говорит, а какую реакцию у слушателей вызывают его слова. Умение выступать на публике является одним из качеств, тесно связанных с эмоциональным развитием, когда человек сталкивается с умением находить контакт с людьми, заинтересовывать, учится привлекать их на свою сторону.

Успех выступления предопределяется тремя компонентами: хорошим эмоциональным состоянием, тщательной подготовкой и собственно навыками публичного выступления. Тщательная подготовка подразумевает великолепное знание темы своего выступления и проработку всех вопросов, которые может задать аудитория. Перечислим навыки, которые необходимы для успешного публичного выступления:

навыки риторики;

навыки логики в части построения выражений и последовательности их развертывания;

навыки аргументации в том случае, если по окончании выступления кем-то из публики(или жюри) будут заданы вопросы;

навыки контраргументации (в том случае, если по окончании выступления в аудитории развернется дискуссия).

Перед выступлением необходимо выполнить подготовительную работу, включающую в себя следующие шаги.

  1. Нужно сформулировать главную идею выступления.
  2. Необходимо тщательно продумать план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы.
  3. Подготовить слайдовую презентацию и включить в нее необходимые схемы, иллюстрации, графики.
  4. Определить моменты в ходе выступления, когда стоит обратиться к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать или вспомнить – это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на отдельных аспектах обсуждения и значительно повысит эффективность восприятия.
  5. Когда речь уже подготовлена, желательно записать ее основные положения или тезисы на отдельный лист бумаги.
  6. Произнести речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Такая предварительная тренировка снизит волнение, позволит почувствовать себя уверенно и увеличит шансы на успех.

При подготовке выступления учащемуся обязательно помогает педагог (руководитель проекта, наставник). Кроме того, существуют специальные упражнения и тренинги, позволяющие индивидуально проработать проблемы, связанные с волнением. Специалистами регионального центра выявления и поддержки одаренных детей осуществляется адресная консультационная методическая помощь при подготовке учащихся к конкурсным мероприятиям.

Например, в 2020 году в рамках проведения Зимней Школы для участников регионального трека Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», кроме занятий, которые были посвящены проектной и исследовательской деятельности, было организовано обучение навыкам публичных выступлений.

Овладение учащимися ораторским мастерством – одно из важных условий успешной самореализации, социализации молодых людей.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8(4752) 42-95-30 (доб.1303) – Цаплина Любовь Владимировна, методист

Вопрос:

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Мой ребенок участвует в олимпиадах, будет ли его результативность участия влиять на поступление в вуз?

Елена Валерьевна Филиппова

Ответ:

Елена Валерьевна, существует официальный Перечень олимпиад школьников, дающих преференции при поступлении в вуз, который ежегодно обновляется. Олимпиады из Перечня делятся на 3 уровня. Уровень олимпиады указывает на то, какие льготы будут предоставлены победителям и призерам в вузах при поступлении, к примеру, некоторые вузы не учитывают результаты олимпиад III уровня. Также уровень олимпиады влияет на место абитуриента в рейтинге: победители и призеры олимпиад более высокого уровня имеют преимущество перед дипломантами олимпиад более низкого уровня.

Отталкиваясь от Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. N 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» право на прием без вступительных испытаний имеют: победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады, — в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады.

Победителям и призерам олимпиад школьников в течение 4 лет, предоставляются следующие особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников:

прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников;

быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности.

Воспользоваться правом льготного поступления можно только при условии сдачи ЕГЭ на 75 и более баллов по соответствующему профилю олимпиады.

Если Вы уже определились в какой вуз хотели бы поступать, то на официальном сайте выбранного учреждения в разделе «Абитуриенту» можете ознакомиться с условиями приема или обратиться в приемную комиссию как очно, так и по телефону.

Юшкина М.А., педагог-организатор

Вопрос:

Коллеги! Поясните, пожалуйста, какие проекты можно считать междисциплинарными.

Валентина Петровна,
педагог дополнительного образования

 

Ответ:

Уважаемая Валентина Петровна!

Под междисциплинарностью можно понимать современный способ взаимодействия между науками, искусствами и технологиями в процессе онтологического познания окружающей нас действительности. Согласно каноническому определению под междисциплинарностью понимается способ расширения научного мировоззрения, который заключается в рассмотрении того или иного явления, не ограничиваясь рамками одной дисциплины. Междисциплинарность позволяет использовать множество идей и подходов, присущих различным наукам и искусствам, но не образует при этом из них хаоса, а напротив рождает качественно новое знание.

Сегодня идея осуществления инновационной образовательной деятельности на основе сращивания фундаментальных наук и прикладных технологий воплощается в идее междисциплинарных проектов.

Междисциплинарный проект – это проект, для осуществления которого необходима интеграция знаний из различных предметов и образовательных областей.

Междисциплинарный проект занимает значительное место в современной организации учебного процесса и является одним из способов, с помощью которого можно подчеркнуть принцип целостности образования и взаимосвязи предметов, изучаемых в школе.

Привлекая междисциплинарные проекты к учебной деятельности, достигается весьма значительный образовательный эффект.

Междисциплинарные проекты помогают учащимся:

понять, что многие проблемы можно решить, если рассматривать их с точки зрения разных дисциплин;

осознать, что знания и навыки, приобретенные и сформированные в междисциплинарном проекте, позволяют приблизиться не только к более глубокому пониманию проблемы, но иногда даже конструировать новое понимание, к которому невозможно прийти без освоения необходимого содержания нескольких предметов.

Обучение, построенное на межпредметной, интегративной основе способствует повышению уровня мотивации учащихся за счет удовлетворения их разнообразных образовательных интересов, что способствует расширению кругозора и формированию мировоззрения.

В ходе выполнения междисциплинарных проектов формируются не только предметные компетентности по литературе, технологии, изобразительному искусству, музыке, окружающему миру, но и происходит формирование всего спектра метапредметных компетентностей обучающихся.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одна из задач учителя – формирование у учащихся метапредметных компетенций. Именно метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.

Признаки метапредметных компетенций: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Все эти умения, необходимые в любой сфере деятельности, мы, педагоги, можем сформировать у учащихся, вовлекая их в проектную деятельность.

Интегральные междисциплинарные проекты с широким использованием современных информационных технологий для их выполнения и презентации являются эффективным средством индивидуального сопровождения высокомотивированных детей, реализации их творческого потенциала.

Мониторинг «Состояние системы работы с одарёнными детьми в Тамбовской области» 2018 года показал, что в регионе проводятся конкурсы междисциплинарных проектов:

в Жердевском районе – конкурс метапредметных проектов на английском языке;

в Кирсановском районе – муниципальная научно-практическая конференция старшеклассников и студентов «Первые шаги в науку», для дошкольников и учащихся 1-7 классов научно-практическая конференция «Начало»;

в Моршанском районе – Региональная научно-практическая эколого-краеведческая конференция имени академика И.В. Тананаева;

в Петровском районе – районная научно-практическая конференция учащихся «Шанс»;

в Уваровском районе – конкурс творческих работ «Сиреневая карусель»;

в Умётском районе – конкурс проектов «Мои первые опыты»;

в г. Уварово – конкурс дизайн-проектов «Формирование комфортной городской среды».

Познакомиться с опытом проведения конкурсов междисциплинарных проектов в Жердевском районе, Моршанском районе, г. Уварово, г. Тамбове можно по ссылке https://yadi.sk/i/hcn6F4VAjTgDrQ

 

С.Н. Калинина, методист

Вопрос:

Коллеги! Познакомился с подборкой программ Вузов РФ для школьников, которую вы предложили. Это интересно и, на самом деле, очень нужно для подготовки способных детей к ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам. Какие ещё интересные, содержательные информационно-образовательные ресурсы необходимо использовать в настоящее время и педагогу, и детям для подготовки к различного рода состязаниям?

Сергей Михайлович, учитель биологии

Ответ:

Уважаемый Сергей Михайлович!
Самая интересная и содержательная информационно-образовательная площадка находится на сайте Образовательного центра «Сириус» г.Сочи. На сайте размещена закладка «Лекториум» https://sochisirius.ru/video_lectures. Здесь имеется материал, как для учащихся, так и для педагогов, причём по разделам «Наука», «Искусство», «Спорт».

На странице можно познакомиться с видеолекциями известных учёных, преподавателей, учителей, создателей учебников, художников, музыкантов, спортсменов, которые приезжают в Сириус для участия в проведении образовательных смен, познакомиться с интервью известных людей, посмотреть видео мастер-классов, открытых уроков и творческих встреч различной тематики.

Так, например, можно посмотреть открытый урок «Задачи с параметром», который проведёт Некрасов Владимир Борисович, заслуженный учитель РФ, обладатель звания «Соросовский учитель», доцент кафедры физико-математического образования СПб АППО, председатель предметной комиссии по математике по проведению ЕГЭ г.Санкт-Петербурга.

Можно послушать лекцию-концерт Михаила Семёновича Казиника, скрипача, искусствоведа, педагога, культуролога, академика Славянской Академии искусств, председателя Евразийской комиссии по культуре, кавалера ордена «Служение искусству» (Золотая звезда). За полтора часа участники лекции-концерта совершат путешествие в глубины музыки, поэзии, литературы. Вам раскроют самые невероятные тайны величайших творений искусства! На лекции-концерте выступят: Михаил Семенович Казиник, скрипка (Швеция), Борис Казиник, скрипка (Швеция), Вячеслав Зубков, фортепьяно (Польша).

В закладке «Лекториум» также можно прослушать лекции, которые позволяют определиться с направлением собственной проектной деятельности. Так Филичкина Вера Александровна, кандидат химических наук, зав. кафедрой сертификации и аналитического контроля НИТУ «МИСиС» представила лекцию «Качество жизни человека». В лекции рассмотрены вопросы круговорота веществ и химических элементов в природе, роль химических элементов в организме человека, основные источники загрязнения окружающей среды, эффекты токсичности элементов для человека. Показаны варианты экологизации экономики, связанные с переработкой отходов металлургических предприятий.

Здесь же можно стать участником творческой встречи с Тарасовой Татьяной Анатольевной, советским и российским тренером по фигурному катанию, заслуженным тренером СССР и Москвиной Тамарой Николаевной, советским и российским тренером по фигурному катанию, семикратной чемпионкой СССР.

В этой же закладке Сухов Кирилл Андреевич, педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея № 239 (г. Санкт-Петербург), член методической комиссии и жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике представляет мастер-класс «Неравенства в олимпиадных задачах и углублённом курсе математики». Лектор рассказывает об опыте изложения темы «Методы решения неравенств, рассматривает связь классических неравенства с геометрическими фактами».

Хочется обратить Ваше внимание, Сергей Михайлович, на закладки «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» https://school-collection.edu.ru/ и «Единое окно доступа к информационным ресурсам» https://window.edu.ru/, где находится, как говорят хозяева сайта, «океан информации и знаний в едином окне».

Те дети, которые пока не попали на образовательные смены в Сириус, могут пользоваться этим огромным пластом информации, которая имеется на сайте Сириуса. Важно, на мой взгляд, ещё и то, что материал, зачастую, представляют члены жюри Всероссийской предметной олимпиады школьников, а они-то знают, какие ошибки допускают школьники при выполнении олимпиадных заданий и на какие моменты необходимо обратить внимание школьников при подготовке к состязаниям.

С.Н. Калинина, методист