Меню Закрыть

Дистанционная программа «Основы генетики»

  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Основы генетики» (далее – Программа) имеет естественно-научную направленность. Программа предназначена для формирования у учащихся представлений о молекулярной генетике, современных генетических технологиях, достижений биотехнологии и генной инженерии, молекулярных методов диагностики и достижений медицинской генетики.
Направленность: естественнонаучная.
 

Форма занятий: дистанционная.

Площадка проведения: ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».

Срок реализации программы: 6 часов.

Цель программы: Основная цель Программы – формирование у учащихся знаний по основам генетики.

Задачи программы:

  • формирование системы знаний о закономерностях наследования и изменчивости живых организмов, основных механизмов и генетической регуляции молекулярных и клеточных процессов, о влиянии генотипа и факторов среды на развитие организма, о роли генетики в развитии современной теории эволюции и практическом значении этой науки для медицины, экологии и селекции;
  •  формирование умений характеризовать современные научные открытия в области генетики; 
  • устанавливать связь между развитием генетики и социально-этическими проблемами человечества;
  • анализировать информацию о современных генетических исследованиях и разработках; 
  • использовать генетическуютерминологию и символику;
  • развитие у обучающихся биологической и экологической культуры, осознания необходимости использования основ генетических знаний и умений в целях сохранения собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера).

Планируемые результаты:
Изучение Программы направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • Формирование ценностного отношения к отечественному историческому и научному наследию в области генетики;
  • Способности оценивать вклад российских ученых в становление и развитие генетики как Компонента естествознания;
  • Формирование способности определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её;
  • Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки генетики, представлений о взаимосвязи развития методов и теоретических обобщений в генетике как важнейшей отрасли естествознания;
  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Метапредметные результаты:

  • способность использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализ, синтез, классификация, обобщение), раскрывать смысл ключевых генетических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями),
    использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, составляющих основу генетических исследований; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения;
  • умения использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в информационных источниках;
  • умения при организации и проведении учебно-исследовательской и проектной деятельности по генетике: выявлять и формулировать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, систематизировать и структурировать материал; 
  • наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, анализировать собственную позицию относительно достоверности получаемых в ходе эксперимента
    результатов;
  • способность вести поиск информации в различных источниках (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать, оценивать информацию и по мере необходимости преобразовывать её; приобретение опыта использования информационно коммуникационных технологий, совершенствование культуры активного использования различных поисковых систем;
  • умение использовать и анализировать в процессе учебной исследовательской деятельности получаемую информацию в целях прогнозирования распространенности наследственных заболеваний в последующих поколениях;
  • умение принимать активное участие в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (задавать вопросы, высказывать суждения относительного выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников дискуссии);
  • способность самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учетом новых
    знаний об изучаемых объектах;
  • умения выбирать на основе генетических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Предметные результаты

  • умения раскрывать сущность основных понятий генетики: наследственность, изменчивость, фенотип, генотип, кариотип, гибрид, анализирующее скрещивание, сцепленное наследование, кроссинговер, секвенирование, ген, геном, полимеразная цепная реакция, локус, аллель,
    генетический код, экспрессия генов, аутосомы, пенетрантность гена, оперон, репликация, репарация, сплайсинг, модификация, мутагенный фактор (мутаген), мутации (геномные, генные, хромосомные), цитоплазматическая наследственность, генофонд, хромосомы, генетическая карта, гибридизация, сорт, порода, инбридинг, гетерозис, полиплоидия, мутагенез, канцерогены, клонирование;
  •  умения выявлять взаимосвязь понятий, использовать названные понятия при разъяснении важных биологических закономерностей; умения раскрывать смысл основных положений ведущих биологических теорий, гипотез, закономерностей;
  •  представлений о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов; об основных правилах, законах и методах изучения наследственности; о закономерностях изменчивости организмов; о роли генетики в формировании научного мировоззрения и вкладе генетических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; о развитии современных медицинских и сельскохозяйственных технологий;
  •  умения использовать терминологию и символику генетики при разъяснении мер профилактики наследственных и вирусных заболеваний, последствий влияния факторов риска на здоровье человека;
  • умения применять полученные знания для моделирования и прогнозирования последствий значимых биологических исследований, решения генетических задач различного уровня сложности;
  • умения ориентироваться в системе познавательных ценностей, составляющих основу генетической грамотности, иллюстрировать понимание связи между биологическими науками, основу которой составляет общность методов научного познания явлений живой природы.

Участники: учащиеся 9-11 классов общеобразовательных организаций Тамбовской области.

Количество участников: 60 человек.

Возраст участников: 14–18 лет.

Отбор на образовательную программу осуществляется по модели Образовательного Центра «Сириус» в соответствии с заявленными для программы критериями и общими критериями отбора РЦОД «Космос»:

  • информация о победах в мероприятиях, проводимых в рамках областных конкурсов;
  • наличие документального подтверждения систематического участия в некоммерческих конкурсных мероприятиях различного уровня по выбранному направлению, в том числе входящих в областной календарь мероприятий министерства образования и науки области;
  • документальное подтверждение участия в профильных сменах и мероприятиях Образовательного центра «Сириус» (г. Сочи).

Автор-составитель: 

Гончаров Александр Геннадьевич,
доцент кафедры биологии и
биотехнологии ФГБОУ ВО
«Тамбовский государственный
университет имени Г.Р. Державина»

15.05.2024 с 16:00 до 18:00
16.05.2024 с 16:00 до 18:00
17.05.2024 с 16:00 до 18:00