Меню Закрыть

О влиянии на эффективность мышления

Как можно повысить эффективность мышления? Существуют ли специальные технологии или скорость нашего мышления предопределена генетически?

С уважением, В.

15.02.22 г.

Добрый день! К сожалению, уважаемый В. не обозначил цели вопроса, а также свой возраст и профессию. Предполагая, что нам все-таки в основном пишут работники сферы образования, ответим следующим образом.

В Вашем вопросе упоминаются сразу и эффективность мышления, и скорость мышления. Сразу скажем, что ответить именно о скорости мышления нам сложно: это вопрос для психофизиологов. А вот по поводу эффективности сразу ответим утвердительно. Но подчеркнем, что под эффективностью мы понимаем качество и количество решаемых человеком задач.

В современной когнитивной науке не существует единой теории обучения, которая разделялась бы всеми исследователями. Это связано с тем, что обучение распределено сразу по нескольким когнитивным процессам. Также предполагается, что обучение «улучшает» исходные когнитивные процессы, такие, как решение задач и проблем, которые составляют существенную часть мышления.

Поскольку в когнитивной науке обучение связано с определенными когнитивными процессами, можно дать его определение на основе того, какие процессы в наибольшей степени задействованы. С точки зрения когнитивной науки, выделяется несколько разновидностей обучения в зависимости от того, какие когнитивные процессы и в каком виде в нем задействованы. Сюда относятся имплицитное и эксплицитное обучение, ассоциативное
и неассоциативное обучение и другие виды.

Имплицитное обучение – это обучение, при котором человек не осознает, что получает знания. Многие знания мы получаем через имплицитное обучение, и это происходит непреднамеренно. В то же время процесс имплицитного обучения может быть специально организован педагогом, хотя учащийся и не осознает, что приобретает определенные знания.

Эксплицитное обучение – это осознаваемый учащимся процесс обучения. Такой вид обучения активно задействует ресурсы внимания, поскольку требует сознательной концентрации. Фактически вся система образования сконцентрирована вокруг различных форм эксплицитного обучения. Когнитивная наука, изучая различные виды внимания, занимается, в том числе, механизмами эксплицитного обучения.

Ассоциативное обучение – это обучение, основанное на формировании связи между стимулом и его подкреплением. Этот процесс также называется обусловливанием.

Неассоциативное обучение – это привыкание и сенсибилизация, которые ответственно за формирования реакции на определенный стимул. Данный вид обучения определяет происходящие в нас перемены в результате действия постоянного стимула или раздражителя.

Обучение через открытие – это обучение, которое направлено на активный поиск принципиально новой информации. Эту информацию приходится адаптировать к уже существующей системе ментальных репрезентаций

Наблюдающее обучение или имитация – это обучение которое происходит в процессе подражания какому-либо поведению, двигательному или ментально-когнитивному. Например, такое подражание возможно, когда учащийся видит, каким образом учитель решает задачи. С нейрофизиологической точки зрения, в таком обучении задействованы зеркальные нейроны,

Эмоциональное обучение – это обучение, основанное на регулятивной функции эмоций. Эмоционально окрашенные стимулы могут, например, способствовать привлечению и переключению внимания в процессе обучения. Также эмоциональное обучение играет воспитательную роль, поскольку нацелено на регулирование учащимся собственных эмоций.

Обучение на основе опыта – это получение новых знаний и формирование навыков на основе пережитого субъективного опыта. Обучение начинается в тот момент, когда возникают самонаблюдение и рефлексия над пережитым опытом. Наблюдения становятся основной для формирования системы абстрактных понятий в контексте ментальных репрезентаций. Также на основе опыта учащиеся выдвигают гипотезы при решении различных проблем.

Обучение как процесс расширения памяти – представления о мире, отображенные в ментальных репрезентациях, фиксируются в памяти. Память является одной из ключевых для обучения когнитивных составляющих. Запоминание становится одной из целей обучения и структурирует дальнейший опыт учащегося.

Педагоги в своей каждодневной деятельности используют все эти виды обучения. Вопрос в том, насколько творчески педагоги подходят к комбинированию этих видов обучения, и насколько обучающиеся вовлечены в эти процессы.

 

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Космос» ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303