Меню Закрыть

О тайм-менеджменте в организации режима дня ребенка

Здравствуйте. Меня зовут Светлана Викторовна. Я являюсь классным руководителем в течение трех лет. Родители учеников часто жалуются на общую загруженность детей и невозможность совмещения учебной нагрузки, дополнительного образования и участия в конкурсных мероприятиях. Как помочь ребятам и сориентировать родителей? Ведь нагрузка сейчас и правда очень большая.

13.01.2023

 

Добрый день Светлана Викторовна. Действительно, сейчас в школе большая нагрузка, а ребятам для раскрытия талантов и максимально эффективного развития желательно участвовать и во внешкольных мероприятиях, посещать кружки и секции. Несомненно, огромную роль играет то, как организован день школьника. Это определит в итоге очень многое: и сегодняшнее самочувствие, и будущий потенциал здоровья, и успеваемость.

Ваш разговор с родителями, на наш взгляд, должен начинаться с того, что очень важно  соблюсти баланс между основной и дополнительной нагрузкой, и, конечно, отдыхом.

Каким образом соблюсти баланс? Ответ на этот вопрос и будет предметом нашего разговора.

Важно подойти к распределению нагрузки рационально, с учетом возможностей ребенка, возрастных особенностей организма и образовательных потребностей.

В течение дня необходимо уделять время не только учебе в школе и приготовлению уроков, но и другим сферам жизни. Секрет хорошей успеваемости заключается в равномерном развитии творческой и когнитивной сторон личности, а секрет хорошего самочувствия — в сбалансированности разных жизненных сфер, в том числе, отдыха.

Необходимо определить приоритеты и составить план дня с их учетом. Прежде чем начать составлять ежедневное расписание, необходимо:

  1. Составить список дел.
  2. Оценить, сколько времени понадобится на выполнение каждой задачи.
  3. Определить, какие из этих дел наиболее важные и срочные.

Пусть в результате получится, что общее время на выполнение всех дел из списка — 9 часов. Но здесь еще нужно добавить время на завтрак, обед, ужин и дорогу до школы и обратно — это еще примерно 2 часа. В результате получается, что общее время занятости составляет примерно 10 часов.

Определить, какие дела нужно сделать как можно быстрее, а какие можно отложить, поможет так называемая матрица Эйзенхауэра.

Матрица Эйзенхауэра — это метод тайм-менеджмента, помогающий расставлять приоритеты: делать важное и не тратить время на ненужное.

Он подойдет всем, кто хочет научиться конструктивно планировать свое расписание.

Матрица состоит из четырех квадратов: срочно и важно, несрочно и важно, срочно и неважно, несрочно и неважно.

Расположить задачи по важности — главный этап в любом проекте, будь то научная работа или подготовка к экзаменам. Если перед глазами список задач, ранжированный по важности и срочности, нагрузку получится распределить. Решение дел в таком случае становится задачей, где ранжирование — это формула.

 

*Все дела, которые внесены в квадрат, приведены только для наглядности и носят условный характер.

Особое внимание стоит уделить второму квадрату,
в котором содержатся важные, но не очень срочные дела. Как правило, мы склонны заниматься делами из первого квадрата. Однако задачи из второго квадрата обычно связаны с нашими долгосрочными целями или с нашими личными интересами и увлечениями.

Что это значит применительно к организации дня школьника? Не нужно помещать в список только то, что обязательно для выполнения. Обычно это посещение уроков в школе, выполнение домашних заданий, развивающие занятия. Отдых, прогулки, игры с друзьями, кружки по интересам и спорт — то, что теоретически можно отложить или перенести на другой день. Но делать этого не стоит. Именно эти «дела» в долгосрочной перспективе обеспечат здоровье и хорошее самочувствие школьника, а значит, и успешную учебу.

Итак, если мы попробуем рассортировать дела из списка выше с помощью матрицы Эйзенхауэра, у нас получится следующий список.

  1. Уроки в школе.
  2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).
  3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).
  4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).
  5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).

Составляя расписание каждого дня накануне, мы сталкиваемся с необходимостью добавить в него и другие необходимые для выполнения задачи. Скорее всего, они будут из третьего квадрата — срочные, но менее важные.

Организуя день школьника, перенесите подобные дела на вторую половину дня и постарайтесь использовать для их выполнения так называемые «зеленые зоны», а именно, периоды свободного времени, на которое ничего не запланировано.

Согласно принципам тайм-менеджмента, расписание дня должно быть жестким лишь на 50-60%. Нельзя строго планировать 100% времени, такой распорядок не будет работать и, скорее всего, приведет к тому, что многие важные дела откажутся «за бортом». Таким образом, 40-50% времени необходимо оставить в резерве.

Еще несколько принципов тайм-менеджмента, которые необходимо соблюдать, составляя расписание школьника:

Первую половину дня планируем более жестко, а во второй половине дня используем гибкий подход.
На первую половину дня планируем самые важные и срочные дела, которые невозможно отложить или перенести.
Для школьника таким делом обычно является учеба в школе; на вторую половину дня переносим важные, но не срочные дела (II квадрат), а так же неважные, но срочные дела (III квадрат).

Напомним, что самое продуктивное время для выполнения домашних заданий— 15.00— 17.00.

Желательно, чтобы занятия действительно нравились ребенку; лучше, если они будут творческими (музыка, рисование, театр) или спортивными, таким образом, можно сбалансировать все сферы развития ребенка.

 

Консультант: Цаплина Любовь Владимировна, методист Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантову детей и молодежи «Космос» ТОГБОУ ДО «Центр развития