Меню Закрыть

Об определении детской одаренности

Вопрос
Здравствуйте! Работаю учителем. Молодой специалист. Необходимо определить одаренность детей. Каким тестами лучше воспользоваться?!

Вероника Ш., 4.10.2020 г.

Ответ
Уважаемая Вероника, спасибо за Ваш интересный вопрос.

Во-первых, стоит отметить, что универсального теста на определение одаренности ребенка не существует. Есть ряд подходов, которые мы сейчас опишем.

Во-вторых, разовое диагностическое обследование может быть объективным с позиций сегодняшнего дня, но  фиксирует уровень одаренности в данный момент и в данных условиях. Процитирую Александра Ильича Савенкова, автора учебника «Психология детской одаренности»: «…всегда ли можно по фотографии ребенка предсказать, каким будет его внешний облик, когда он станет взрослым? Построить прогноз развития на таком ненадежном материале практически невозможно. Потому-то и необходимы специальные организационно-педагогические решения проблемы диагностического обследования уровня одаренности.».

В российской педагогической психологии и образовательной практике диагностика детской одаренности строится на теоретических основаниях: проблема исследований детской одаренности фундаментально рассмотрена в материалах «Рабочей концепции одаренности», разработанной под руководством Дианы Борисовны Богоявленской, которую мы советуем Вам изучить (см. прикрепленный файл).

Наибольшей популярностью у практических психологов пользуются «Прогрессивные матрицы» Дж.Равена, тест Д.Векслера, невербальный тест Р.Кеттелла, тест Р.Амтхауэра, «Краткий тест творческого мышления» Э.П.Торренса, а также другие методики, направленные на определение эффективности функционирования познавательных процессов. Использование данных методик требует серьезной подготовки и больших временных затрат. В этом смысле выгодно отличаются компьютерная версия теста Дж.Равена и тесты креативности Э.П.Торренса и Дж.Гилфорда.

Однако, все вышеперечисленное – прерогатива деятельности школьных психологов, но, по Вашим словам, Вы работаете учителем и специального образования психолога у Вас нет. В связи с этим, необходимо отметить, что методики диагностики одаренности учащихся для педагогов качественно отличаются от методик психологов. Кроме того, интегративная оценка детской одаренности педагогом, проводимая на интуитивном уровне без автономного оценивания отдельных критериев часто оказывается более точной, чем оценка, сделанная на основе вербализации с учетом выделенных критериев.

Как педагогу, не имеющему специального образования психолога, Вам будет интересно ознакомиться (помимо «Рабочей концепции одаренности» Д.Б.Богоявленской) с точкой зрения Рензулли, Райса и Смита (Renzulli, Reis & Smiss,1981), которые указывали на три фактора, которые отличают одаренных детей:

высокий уровень способностей (проявляется, как правило, в отличной успеваемости);

высокая творческая способность (иногда проявляется в выдвижении новых идей или в способности решать проблемы/задачи нестандартными методами);

высокая мотивированность (целеустремленность), которая проявляется в упорстве, доведении начатых дел или решении задач до конца.

Таким образом, при исследовании одаренности ребенка(учащихся) Вам, как педагогу, следует обращать внимание на общий уровень успеваемости, проявлении нестандартного мышления при решении задач, проявление творческих способностей, конкурсную активность и результативность при участии в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, всероссийского и международного). Кроме того, информацию необходимо собирать из четырех основных источников: родителей, педагогов, практического психолога образовательной организации и своих собственных наблюдений.

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Регионального модельного центра дополнительного образования детей, тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303