Меню Закрыть

Участники программы «Глобальные большие вызовы» включились в большой междисциплинарный проект под названием «Нейроимпульс». Школьникам предстоит разработать нейроигру, позволяющую анализировать психоэмоциональное состояние человека. Ребята работают под руководством экспертов компании «Нейроботикс», которые занимаются разработкой таких игр, а также специализируется на многих других проектах в области медицинской, образовательной и социальной робототехники.

Чтобы реализовать задумку, школьники учатся работать с электроэнцефалографом. Оборудование ребятам предоставили эксперты «Нейроботикса». Работа команды разбита на несколько этапов. Прибор, состоящий из нескольких маленьких электродов, крепят к голове, и он начинает фиксировать показатели. Полученные данные передаются на компьютер для обработки — набор чисел, отражающих электрические сигналы мозга, нужно преобразовать в сигналы, на основе которых обучают алгоритмы. Затем их интегрируют в готовую игру.

«Нейроигра — это игра, где управлять действиями своего игрока нужно не мышкой и клавишами, а с помощью мозговых волн. Например, сюжет игры может быть таким: участнику нужно сделать так, чтобы цветок на экране распустился. Для этого человеку необходимо войти в максимально расслабленное и спокойное состояние — в программе заложен алгоритм, при котором цветок распускается только в том случае, если человек расслаблен. Электроэнцефалограф фиксирует настроение человека и передает на компьютер. Если эмоции соответствуют условиям игры, цветок на экране распускается. Такие навыки самоконтроля могут быть полезны людям с повышенной тревожностью. Человек запомнит момент, когда ему удалось расслабиться, будет понимать, как именно ему удалось стабилизировать свое состояние и в следующий раз в непростой ситуации сможет воспроизвести это состояние», — рассказывает руководитель проекта, научный сотрудник компании «Нейроботикс» Антон Белокопытов. 

При этом сюжет игры и набор упражнений может быть разным в зависимости от задач. Нейроигры могут использоваться как тренажер для повышения концентрации и внимания, усвоения новых знаний, исследований мозговой активности в целом.

В проекте ребятам предстоит пройти весь цикл производства продукта: разработать сценарий игры и обеспечить его техническую реализацию. Таким образом, разработка носит максимально междисциплинарный характер. Школьникам предстоит погрузиться в изучение физики, биологии, познакомиться с психологией, информатикой и алгоритмами. Участники учатся комплексно применять знания нескольких дисциплин в проекте и, возможно, определят сферу, которая наиболее близка именно им.

«У себя в городе я занимаюсь урбанистикой, интересуюсь творческой и вместе с тем технической направленностью. Этот проект позволил мне попробовать себя в новых сферах. Я начинала изучать программирование, но никогда на практике не делала ничего подобного. Чтобы реализовать проект, мы применяем знания из нескольких областей. Раньше мне не приходилось решать такие комплексные задачи. Очень интересный опыт — работать с ребятами из разных стран. Мы постоянно обсуждаем наш проект, обмениваемся мнениями, анализируем предложения друг друга. И я понимаю, что в одиночку до каких-то решений я бы никогда не додумалась. А вместе, сообща все получается», — говорит участница проекта из Санкт-Петербурга Анастасия Кривова.

Ана Клара Гальвао приехала в «Сириус» из Бразилии. В своей стране девушка занимается проектной деятельностью, а программа в «Сириусе» позволила ей окунуться в новую сферу.

«Наш проект связан с анализом мозговой активности человека и получения нейрообратной связи. Мы намерены проанализировать работу мозга, в особенности умение человека фокусироваться и, наоборот, расслабляться. На основе полученных данных мы разработаем нейроигру. Например, мы обсуждали такую концепцию: если человек хочет, чтобы его герой в игре бежал, ему надо сконцентрироваться. А если нужно, чтобы персонаж остановился, необходимо расслабиться (физически и психологически). Работая над этим проектом, мы научимся работать с электроэнцефалографом. Я занимаюсь проектной деятельностью в Бразилии, но в такую тему погружаюсь впервые. Мне нравится программировать, нравится проектная деятельность, я люблю пробовать новое и всегда быть в движении. Наш проект — это как раз об этом», — рассказывает Ана Клара Гальвао.

Цзюньжань Шэнь приехал на Всемирный фестиваль молодежи из Китая.

«У меня много увлечений. Я очень люблю спорт, искусство. Например, я играю на фортепиано и пишу стихи. Еще мне очень нравится робототехника и все, что связано с современными технологиями. Я люблю узнавать новое, и наш проект помогает мне в этом. Кстати, это мой второй визит в Россию. Я приезжал в первый раз четыре года назад. А вот в “Сириусе” я впервые», — поделился участник из Китая.

Программа «Глобальные большие вызовы» проходит в Образовательном центре «Сириус» с 8 по 21 марта. В ней принимают участие 90 ребят: 40 — из 20 иностранных государств (в том числе Бразилии, Боливии, Китая, Египта, Алжира, Германии), а также 50 — из 30 регионов Российской Федерации. Они были отобраны после детской программы, организованной «Сириусом» в рамках Всемирного фестиваля молодежи с 1 по 6 марта. Кандидатам нужно было написать эссе и пройти собеседование с экспертами. Ребята сформировали команды и работают над проектами по шести ключевым направлениям: «Генетика и биомедицина», «Новые материалы», «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение», «Умный город и безопасность», «Космические технологии» и «Экология и изучение изменений климата». Каждое из направлений программы отвечает стратегии научно-технологического развития России.

#талант68